По ФГОС ученики должны не только знать учебный предмет, но и обладать другими компетенциями: искать и обрабатывать информацию, общаться в команде, применять известные знания в новых условиях. От учителя также просят многого: не только знать свой предмет, писать для него программу, мотивировать и контролировать учеников. Сегодня заключительное письмо нашего марафона, про два дополнительных навыка учителя будущего и как их развивать.
Навык первый. Медиация
Что это? Если коротко, то это умение примирять учеников, оказавшихся в конфликте. Есть несколько «но»: учитель не должен принимать решения за учеников, давить на них и, наоборот, выключаться из конфликта полностью.
Зачем нужно ученикам? Спорные ситуации и конфликты — неизбежные спутники школьной жизни как большого многоуровневого организма. Их сложно избежать. Но и игнорировать невозможно: конфликты между учениками могут зайти слишком далеко — перерасти в травлю, драки или закончиться правонарушениями. Дети, даже подростки, в силу возраста и малого жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов. Хорошо бы им в этом помочь.
Зачем нужно учителю? По закону «Об образовании» учитель несет ответственность за учеников, за их физическое и психологическое здоровье, в школе — на уроке, на переменах, за двадцать минут до и после занятий. Умение гасить и разрешать конфликты пригодится здесь: так учитель снизит градус в ссоре, не допустит физического вмешательства и научит ребят мирно выходить из ссор и в других ситуациях. К тому же учитель, знающий медиацию, повышает свой авторитет у учеников, коллег и родителей.
Как научиться самому? Это может быть сложно и затратно по времени, но возможно. Читать книги, наблюдать за конфликтами в школе и личной жизни и искать способы их разрешения. Рекомендую прочитать книги Петрановской, «Психологию влияния» Чалдини. Если хочется углубиться в теорию, можно читать вузовские учебники.
Как научиться с помощью внешних ресурсов? Это быстрее, но информации могут дать больше, чем потребуется учителю на уроке. Простой путь — обратиться к психологу или в школьную службу примирения. Возможно, она есть в вашей школе. Если нет, то обратитесь в другие районные школы. Специалисты службы примирения как раз занимаются медиацией.
Также можно записаться на курсы — они отличаются сроками подготовки и глубиной знаний. Короткие, но емкие курсы по медиации есть в «Каменном городе», отдельные лекции есть на Курсере.
Навык второй. Ораторское мастерство
Что это? Умение правильно донести до учеников и коллег любую мысль. Каждый учитель владеет ораторским мастерством, но у всех разный уровень или развиты не все стили.
У речи есть три функции — семантическая, то есть содержательная, эмоциональная и побудительная. То есть хороший спикер (как сегодня называют ораторов) передает информацию, доносит до аудитории эмоции и вдохновляет на действие.
Зачем нужно ученикам? Ученики лучше поймут и усвоят материал, если он объяснен доходчиво. Возможно, не всех проймет и часть детей продолжит «спать» на уроке, но шансов увлечься предметом становится больше.
Зачем нужно учителю? К профессиональным компетенциям педагога новый ФГОС относит «владение искусством публичного выступления в соответствии с принципами риторики». От ораторского искусства педагога в том числе зависит интерес учеников, понимание информации, внимание, желание выполнять задания и приходить на занятия.
Кроме выполнения требований стандарта, ораторское мастерство добавляет бонусов — помогает выигрывать профессиональные конкурсы и поднимает педагога на новый уровень. Хороший спикер лучше соберет аудиторию для вебинаров и мастер-классов, а это в свою очередь может стать дополнительным заработком.
Как научиться самостоятельно? Это снова занятия и книги. Можно заниматься перед зеркалом по 15-30 минут в день. Читайте стихи, бубните скороговорки, отрабатывайте конспекты уроков. Дополнительные упражнения можно найти в книгах у Станиславского и специалистов по психологии.
Как научиться с помощью внешних ресурсов? Самый простой способ — найти в школе или ближайшем учреждении допобразования педагога по художественному слову. Педагог старой закалки может и не научить вас создавать презентации, но может научить другим чудесам — держать внимание класса.
Второй вариант — курсы. Например, можно смотреть лекции на Ted и изучить приемы, с помощью которых спикеры захватывают аудиторию.
Дополнительные материалы
Возможности восстановительной медиации в образовательном пространстве (запись вебинара)
Как разрешить конфликт между школьниками на уроке?
Современный учитель — мультиспециалист новой школы
Сергей Галиуллин,
психолог, эксперт образовательного центра “Каменный город”