Если судить по активности нашей власти и тем новостям, что сейчас транслируют СМИ, образование меняется с космической скоростью. Отследить постоянные нововведения сложно, поэтому даем краткий обзор основных тенденций.
Что изменится в образовании в ближайшие два-три года?
Новый порядок аттестации
«С чтением в началке у нас порядок, в пятом-шестом классах происходит обвал, и к концу школы ученики приходят нечитающими. Ситуацию надо исправлять. Сейчас в 45 регионах проходит апробация новой модели аттестации — к 2020 году она станет обязательной для всех».
— Ольга Васильева, министр просвещения.
Про новую модель аттестации точно известно, что учитель будет проходить её дистанционно: решать задачи по учебному предмету, разбираться с психолого-педагогическим кейсом. Некоторые требования — видеоурок, отзывы выпускников — отменили буквально на днях, когда мы готовили этот материал. Пока модель активно обсуждают с учительским сообществом, и скорее всего будут ещё изменения.
Новые стандарты
«В марте мы приняли решение рекомендовать ФГОС по начальному образованию, а по общему доработать. Уверены, что конца года (2018) все стандарты будут приняты».
— Ольга Васильева, министр просвещения.
В новых ФГОС будут четче прописаны предметные результаты и само содержание образования. Учителя литературы уже возмутились четкому списку книг для изучения школьниками: именно из-за их обсуждений стандарт общего образования был отправлен на доработку.
Цифровизация
«К 2020 году планируется ликвидировать бумажные учебники по 11 школьным предметам и заменить их на сертифицированные устройства персонального доступа».
— Ольга Васильева, министр просвещения.
Васильева и другие чиновники приводят в пример Московскую электронную школу и её набор электронных материалах, по которым могут заниматься московские школьники. На такую систему будут переведены все школы. Что любопытно, одновременно с общей «цифровизацией» школ Ольга Васильева обещает запретить в школах телефоны и планшеты.
Безопасность и поборы
«Безопасность в школе должна быть решена комплексно. Здесь и сработают и компетентные охранники и интерфейс, который считывает, кто заходит в школу, и разделенная ответственность между родителями и школой. Другой вопрос — поборов в школах — нужно решать на муниципальном уровне. Никаких поборов быть не должно. Каждый отдельный случай нужно решать с органами правоохранительными».
— Ольга Васильева, министр просвещения.
Пристальное внимание родителей к школе приковано из-за проблемы с безопасностью и нарушениями закона. Государство хочет, чтобы родители были ещё сильнее и ещё больше контролировали работу школ, тем самым разделяя ответственность. Пока непонятно, в каком виде это будет реализовано.
Еще больший уклон в инклюзивность
«Инклюзивное образование должно быть доступным. Но там, где существуют коррекционные школы, классы, их следует сохранить».
— Ольга Васильева, министр просвещения.
Инклюзивных школ в стране до сих пор мало, чаще всего причина в деньгах: дорого оборудовать школу, чтобы она подошла ученикам со всеми типами нарушений, дорого нанимать тьюторов. Но есть федеральная программа поддержки инклюзивного образования, по которой выделяются средства на создание доступной инклюзивной среды.
Индивидуальные образовательные маршруты и тьюторы
«Мы хотим ввести помощников учителей, так называемых тьюторов, чтобы была помощь основному учителю как в школах, так и в учреждениях дошкольного образования».
— Ольга Васильева, министр просвещения.
Этому обещанию уже год, но тьюторов школах пока мало. Возможно, не хватает мест, где тьютор мог бы обучиться или понятной модели работы. Так или иначе, спрос на тьюторов у образования огромный.
Усиление школ психологами
«Психологи должны работать в каждой образовательной организации».
— Ольга Васильева, министр просвещения.
Васильева считает, что психологов нужно возвращать во все образовательные организации. При этом почти в каждой школе, кроме малокомплектных, ставка психолога есть в штатном расписании. Ждать увеличения ставок психолога?
Какие компетенции развивать современному педагогу: мнение власти
ИКТ: разобраться и творить
Электронные технологии заходят в образование на всех уровнях. Многие педагоги пользуются компьютером для создания презентаций, просмотра видео и заполнения электронных дневников, но этого уже мало. Надо разбираться в электронных библиотеках, использовать онлайн-игры и тесты для обучения, работать с интерактивной доской, учить и учиться дистанционно. Список постоянно пополняется.
Другое дело, что пока не все школы оборудованы, но это только пока.
Горизонтальный рост: получать новые профессии
Новая модель аттестации предполагает вертикальный рост учителя — от предметника к методисту и лидеру. Понятно, что не каждому педагогу это интересно и нужно, тогда можно развиваться вглубь и вширь. Сейчас в образование требуются тьюторы, педагоги-психологи, педагоги-шахматисты, специалисты по робототехнике, медиаторы. Как и в случае с электронными технологиями, список на новых специалистов пополняется.
Без горизонтального роста учителю будет тяжело оставаться в профессии. Это не значит, что нужно переучиваться полностью — достаточно охватывать смежные области.
Дополнительные материалы
Куда движется образование: версия «Открытых инноваций»
Современный учитель – мультиспециалист новой школы
Аминова Оксана,
главный редактор “К-Журнала”