Вопросы для подготовки к спец. экзамену
специальности «Стоматология ортопедическая»
Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда
- Драгоценные металлы. Их применение
- Пластмассы.
- Отделка, шлифовка, полировка
- Металлы и сплавы
- Искусственные зубы. Требования к искусственным зубам
- Требования к оттискным материалам.
- Паяние. Свойство припоя.
- Флюсы. Требования к флюсам.
- Классификация пластмасс для базисов протезов.
- Абразивные материалы.
- Моделировочный и литьевой воски. Требования.
- Оттискные материалы.
- Припои. Требования к ним.
- Воски. Характеристика. Классификация.
- Фарфоровые и пластмассовые зубы. Преимущества и недостатки.
- Кобальто-хромовые сплавы.
- Нержавеющая сталь. Химический состав.
- Классификация восков. Литьевые воски. Состав.
- Требования к искусственным зубам.
- Требования к оттискным материалам.
- Пластмассы холодного отверждения, требования.
- Ковкость. Пластичность. Свариваемость.
- Припои. Требования к припоям. Отбелы.
- Эластичные оттискные материалы.
- Легкоплавкие сплавы. Состав. Требования.
- Основные свойства стоматологических и зуботехнических материалов.
- Металлы, применяемые в стоматологии. Требования к ним.
- Металлы и сплавы, как вспомогательные материалы.
- Ковкость, пластичность, коррозия.
- Стадии полимеризации пластмассы.
- Паяние. Припои. Проволока.
- Классификация пластмасс для базисов протезов.
- Эластичные подкладочные материалы.
- Металлы и сплавы.
- Охрана труда и техника безопасности в зуботехнической лаборатории.
- Гипс. Физические свойства. Правила ранения.
- Пластмассы стоматологические.
- Вспомогательные материалы.
- Рабочее место и инструментарий.
- Полимеризация пластмассы.
- Пластмассовые и фарфоровые зубы. Преимущества и недостатки.
- Термическая обработка. Закалка.
- Пластмассы для съемных и несъемных протезов.
- Требования к эластичным материалам.
- Катализаторы и ингибиторы гипса.
- Физические и механические свойства металлов.
- Требования к базисным воскам.
- Абразивные материалы.
- Ингибиторы и катализаторы.
Несъемные протезы↑
- Восстановление дефекта коронковой части зуба вкладками. Определение классификация дефектов по Блэку. Методы изготовления вкладок.
- Оттискные, слепочные материалы. Определение. Классификация. Термопластические материалы. Характеристика.
- Прямой метод изготовления вкладок. Положительные и отрицательные качества.
- Эластические слепочные материалы (альгинотной группы) «Упин». Характеристика. Получение гипсовых моделей
- Сравнительная характеристика съемных пластиночных и несъемных мостовидных протезов.
- Правила замешивания гипса.
- Техника изготовления комбинированного мостовидного протеза со стандартной промежуточной частью.
- Требования, предъявляемые к моделировочным материалам.
- Консольные мостовидные протезы. Показания к применению.
- Синма. Состав, свойства, применение.
- Требования к правильно изготовленной металлической штампованной коронки.
- Липкий воск.
- Коронки из пластмассы. Показания к изготовлению. Особенности препаровки зуба под пластмассовую коронку.
- Припой для стали и золота.
- Метод наружной штамповки коронок по Паркеру.
- Лаки, применяемые для металлических частей зубных протезов. Свойства и назначение.
- Техника изготовления мостовидного протеза из пластмассы.
- Быстротвердеющая пластмасса. Протакрил, Редонт, Корбадент.
- Комбинированный метод штамповки коронок.
- Аппараты и инструменты, используемые для изготовления металлической коронки. Техника безопасности.
- Этапы изготовления штампованной коронки.
- Классификация оттискных и слепочных материалов.
- Изготовление гипсовых моделей по слепкам из гипса, стомальгина. Требования к гипсовым моделям.
- Правила замешивания гипса. Катализаторы и ингибиторы.
- Первичная ковка. Окончательная штамповка металлических коронок. Методы штамповки.
- Химические свойства зуботехнических материалов.
- Классификация мостовидных протезов.
- Кислоты, применяемые в зубопротезной практике. Состав отбелов для нержавеющей стали и золота.
- Особенности подготовки зуба под металлическую, пластмассовую, комбинированную коронки.
- Коррозии, влияние на протезы.
- Технология изготовления комбинированных моделей. Показания.
- Слепочные материалы.
- Классификация коронок по назначению, конструкции, методу, материалу изготовления.
- Воск моделировочный для мостовидных работ. Требования, состав, свойства.
- Вкладки. Показания и техника изготовления.
- Классификация оттискных и слепочных материалов.
- Этапы изготовления паянного мостовидного протеза.
- Понятие о наклепе. Метод его устранения.
- Этапы изготовления металлопластмассового цельнолитого мостовидного протеза.
- Аппараты для пайки зубных протезов. Устройство, принцип действия.
- Этапы изготовления пластмассовой коронки. Методы гипсовки восковой композиции в кювету.
- Нержавеющая сталь. Применение. Физико-химические свойства.
- Выделение гипсового штампика. Требования к правильно изготовленному гипсовому штампу.
- Основные и вспомогательные материалы при изготовлении зубных протезов.
- Изготовление металлического штампика методом гипсового блока и кольца. Преимущества и недостатки каждого из них
- Техника полировки мостовидных протезов, полирующие средства.
- Непрямой метод изготовления вкладок. Положительные и отрицательные качества.
- Силиконовая группа слепочных материалов. Характеристика Сиэласт-69. Методика получения двойных слепков.
- Искусственные коронки. Определение. Показания к применению. Требования к правильно изготовленным коронкам.
- Требования, предъявляемые к оттискным и слепочным материалам.
- Классификация искусственных коронок по материалу и технологии изготовления.
- Основные и вспомогательные материалы при изготовлении несъемных зубных протезов.
- Классификация искусственных коронок по назначению и функции.
- Гипс, как слепочный и модельный материал. Физико-химические свойства.
- Восстановление дефекта коронковой части зуба пластмассовой коронкой. Определение, показания.
- Синма-М. Состав, свойства, применение.
- Технологические этапы изготовления пластмассовой коронки. Требования к правильно изготовленной коронке.
- Технология приготовления пластмассового теста Синма-М. Стадии полимеризации пластмассы.
- Обработка, шлифовка, полировка пластмассовой коронки.
- Полировочные средства для пластмассовых зубопротезных конструкций.
- Восстановление дефекта коронковой части зуба металлической штампованной коронки. Определение, показания, требования к правильно изготовленной коронке.
- Перечень инструментов и оборудования, необходимых для поэтапного изготовления штампованных коронок.
- Получение гипсовых моделей. Гравировка шейки культимоделирование восковой композиции.
- Моделировочные восковые смеси. Их назначение. Основной состав.
- Технология получения гипсового штампика требования. Коронки широки, узкие, повышающие прикус.
- Аппарат для пайки зубных протезов. Устройство, принцип действия. Техника безопасности.
- Получение металлических штампиков методом гипсового блока и кольца. Преимущества и недостатки каждого из них.
- Нержавеющая сталь, марки стали. Состав. Основные физико-химические свойства. Применение.
- Калибровка металлических гильз в аппарате «Самсон». Техника обжига в паяльном аппарате. Техника безопасности при работе с аппаратом «Самсон».
- Кислоты, применяемые в зубопротезной технике. Отбелы, состав, свойства. Отбеливание металлических конструкций. Электрополировка.
- Первичная ковка, обжиг, окончательная штамповка в аппарате Бром-штром. Комбинированный метод штамповки.
- Основные и вспомогательные материалы для изготовления несъемных зубопротезных конструкций.
- Наружный метод штамповки металлических коронок в аппарате «Паркера». Показания к применению.
- Понятие о наклёпе. Метод его устранения.
- Шлифовка, обработка, полировка металлической штампованной коронки. Требования к правильно отполированной коронке.
- Средства, необходимые для поэтапного проведения обработки, шлифовки, полировки протеза из металла.
- Техника изготовления пластмассового несъемного мостовидного протеза. Показания к применению. Недостатки зубопротезной конструкции из пластмассы «Синма – М».
- Причины неточностей при изготовлении штампованных коронок и способы их предупреждений.
- Технологические свойства материалов: тягучесть, пластичность, эластичность, упругость. Применение этих свойств при изготовлении зубопротезных конструкций.
- Клинико-лабораторные этапы изготовления коронок по «Белкину». Показания, положительные и отрицательные качества этой конструкции.
- Самотвердеющая пластмасса «Карбодент». Характеристика.
- Временные коронки из пластмассы. Показания. Методы изготовления. Экспресс метод.
Частично съемные протезы↑
- Показания к изготовлению съемного частичного протеза с постановкой искусственных зубов во фронтальном участке альвеолярного отростка на приточке.
- Аппараты и инструменты, применяемые при изготовлении съемных частичных протезов.
- Расположение дуги бюгельного протеза на верхней и нижней челюсти. Их характеристика.
- Получение огнеупорной модели методом дублирования.
- Передача жевательного давления бюгельных протезов.
- Подготовка большой кюветы к загипсовке восковой композиции на гипсовой модели.
- Фиксация гипосвых моделей в окклюдатор.
- Изготовление одноплечевого проволочного гнутого кламмера. Расположение плеча, тела, отростка на опорном зубе и альвеолярном отростке.
- Изготовление воскового базиса с окклюзионным валиком на гипсовую модель верхней челюсти.
- Границы базиса съемного частичного протеза на нижней челюсти.
- Сравнительная характеристика съемных и несъемных протезов.
- Клинико-лабораторные этапы изготовления бюгельных протезов.
- Предварительная моделировка. Проверка конструкции восковой композиции протеза.
- Протезное ложе. Зависимость величины и формы базиса протеза от размера и локализации дефекта зубного ряда.
- Методы гипсовки восковой композиции в кювету. Подготовка конструкции, обратный метод гипсовки.
- Пористый протез:
- газовые поры
- воры давления
- мраморный протез
- Прикус. Характеристика ортогнатического прикуса.
- Характеристика базиса протеза. Границы на базисе съемного частичного протеза на нижней челюсти.
- Характеристика полости рта. Преддверие полости рта. Собственная полость рта.
- Съемный частичный протез. Составные части, их назначение.
- Функционально-ориентировочные группы зубов, их назначение. Экватор, контактная точка.
- Дефекты зубного ряда. Классификация по Кеннеди.
- Переходная складка, ее характеристика. Податливая, неподатливая слизистая.
- Методы фиксации съемных протезов. Механический метод фиксации. Кламмеры. Характеристика одноплечевого проволочного гнутого кламмера.
- Составные части металлического каркаса бюгельного протеза. Их назначение.
- Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти.
- Вываривание воска из кюветы. Подготовка частей кюветы для паковки пластмассового теста базисной пластмассы.
- Характеристика базисной пластмассы «Фторакс». Стадии полимеризации пластмассы.
- Составные части бюгельного протеза. Их назначение.
- Системное расположение кламмеров в зависимости от дефекта зубного ряда. Кламмерные линии.
- Передача жевательного давления в съемных частичных протезах.
- Этапы изготовления съемного частичного протеза.
- Сравнительная характеристика частичных съемных пластиночных и бюгельных протезов.
- Подбор и постановка искусственных зубов в частичных съемных протезах.
- Опорно-удерживающий кламмер, составные части, их назначение.
- Физический метод фиксации съемных протезов.
Челюстно-лицевые протезы↑
- Цели и задачи челюстно-лицевой ортопедии.
- Фиксирующие ортопедические аппараты.
- Особенности ранений челюстно-лицевой области.
- Репонирующие ортопедические аппараты.
- Механизм смещения обломков челюстных костей.
- Транспортные шины.
- Локализация переломов челюстно-лицевой области.
- Ортопедические аппараты комбинированного действия.
- Классификация неогнестрельных переломов нижней челюсти по Курляндскому.
- Замещающие ортопедические аппараты.
- Этапы лечения переломов челюстей. Репозиция. Иммобилизация.
- Шина Ванкевич.
- Классификация огнестрельных переломов челюстей по Курляндскому.
- Шина Вебера.
- Врачебная помощь при переломах челюстей (транспортная иммобилизация).
- Шина Порта.
- Локализация типичных переломов на нижней челюсти.
- Формирующие ортопедические аппараты.
- Классификация челюстно-лицевых аппаратов по способу фиксации.
- Классификация переломов нижней челюсти.
- Отличительные особенности челюстно-лицевых ранений от ранений в другие части тела.
- Шина Тигерштедта.
- Причины, влияющие на смещение отломков челюстных костей.
- Назначение формирующих протезов. Составные части.
- Классификация дефектов челюстно-лицевой области.
- Боксерская шина.
- Локализация типичных переломов на верхней челюсти (по Лефору).
- Аппаратурное лечение контрактур.
- Предупредительные манипуляции при угрозе асфиксии.
- Протезирование с дефектом мягкого неба.
- Классификация переломов нижней челюсти по Энтину.
- Протезирование при микростомии.
- Цели и задачи челюстно-лицевой ортопедии.
- Репонирующие ортопедические аппараты.
- Особенности ранней в челюстно-лицевой области.
- Фиксирующие ортопедические аппараты.
- Механизм смещения обломков челюстных костей.
- Ортопедические аппараты комбинированного действия.
- Локализация переломов челюстно-лицевой области.
- Транспортные шины.
- Классификация неогнестрельных переломов нижней челюсти по Курляндскому.
- Шина Ванкевич.
- Этапы лечения переломов челюстей. Репозиция. Иммобилизация.
- Замещающие ортопедические аппараты.
- Классификация огнестрельных переломов челюстей по Курляндскому.
- Шина Порта.
- Врачебная помощь при переломах челюстей (транспортная иммобилизация).
- Шина Вебера.
- Локализация типичных переломов на нижней челюсти.
- Формирующие ортопедические аппараты.
- Классификация челюстно-лицевых аппаратов по способу фиксации.
- Репонирующий аппарат Курляндского.
- Классификация переломов нижней челюсти.
- Отличительные особенности челюстно-лицевых ранений от ранений в другие части тела.
- Паянная шина Лимберга.
- Причины, влияющие на смещение отломков челюстных костей.
- Боксерская шина.
Анатомия↑
- Гипоталамус и гипофиз расположение, значение для организма.
- Язык: строение, функции. Орган вкуса. Слюнные железы: расположение, выводные протоки.
- Нижняя челюсть. Строение. Силовые линии.
- Факторы устойчивости отдельно-стоящего зуба.
- Кость как орган. Понятие о костной ткани. Способы соединения костей. Строение сустава.
- Обзор нервной системы. Значение нервной системы. Нейрон. Понятие о рефлексе.
- Черепно-мозговые нервы. Тройничный, лицевой нерв.
- Старческая и ложная прогения.
- Щитовидная железа: паращитовидные железы расположение, значение для организма.
- Обзор пищеварительной системы. Общий принцип строения стенки пищеварительного канала. Брюшина. Понятие о ферментах и питательных веществ.
- Зубочелюстная система. Взаимодействие ее составных частей.
- Анатомические образования, ухудшающие фиксацию протезов.
- Круги кровообращения, их значение.
- Глотка и пищевод: расположение, функции.
- Строение височно-нижнечелюстного сустава.
- Печень. Расположение. Строение. Функции. Система воротной вены, ее значение.
- Кожа. Общий принцип строения, функции кожи, производные кожи.
- Функционально-ориентированные группы зубов.
- Изменения в жевательном аппарате при полной адентии.
- Мышцы как орган. Классификация мышц.
- Периферическая нервная система: обзор, строение спинно-мозгового нерва.
- Строение верхней челюсти. Контрофорсы.
- Патологические прикусы.
- Понятие о мочеполовом аппарате. Обзор органов мочевыделительной и половой системы.
- Стволовая часть головного мозга: назвать отделы мозга, расположение и значение каждого отдела.
- Трансверзальный суставной путь. Готический угол. Угол Бенета.
- Изменение при потере зубов и антогонирующих пар.
- Предмет анатомии и физиологии. Организм, как единое целое.
- Головной мозг общий. Принцип строения. Понятие о сером и белом веществе.
- Понятие о подвижной и неподвижной слизистой оболочке. Анатомические образования полости рта, имеющие значение при протезировании.
- Трансверзальные движения нижней челюсти.
- Скелет нижней конечности. Способы соединения костей газа и свободной нижней конечности. Таз в целом.
- Строение и значение конечного мозга. Понятие об анализаторах, привести пример.
- Мимические мышцы.
- Строение нижней челюсти.
- Кровь, как ткань. Функции крови.
- Гортань, трахея, бронхи. Расположение, строение, значение. Понятие о бронхиальном дереве.
- Центральная окклюзия, признаки.
- Высота прикуса. Причины снижения.
- Мышцы верхней и нижней конечности.
- Орган слуха и равновесия. Слуховой анализатор.
- Сравнительная анатомия зубов. Признаки принадлежности зубов.
- Рабочая сторона, сторона баланса.
- Мышцы головы и шеи.
- Желудок: расположение, строение, функции. Пищеварение и всасывание в желудке.
- Движение нижней челюсти. Цикл жевания.
- Строение зуба.
- Мужские половые органы: обзор, расположение, значение.
- Спинной мозг: расположение, строение, функции. Рефлекторная дуга, понятие о рефлексе.
- Сагиттальный резцовый путь. Угол сагиттального резцового пути.
- Анатомо-физиологические особенности верхней челюсти.
- Череп. Кости, составляющие лицевой и мозговой отделы черепа, их характеристика. Воздухоносные кости.
- Уретра (мужская, женская).
- Сагиттальный суставной пуль. Угол сагиттального суставного пути.
- Слизистая оболочка полости рта.
- Грудной и брюшной отделы аорты: ветви, области кровоснабжения
- Желчный пузырь. Расположение, функции, значение желчи.
- Сагиттальная и трансверзальная окклюзионные кривые. Значение.
- Зубные дуги.
- Лимфатическая система. Общий принцип строения. Значение для организма. Лимфа.
- Поджелудочная железа: расположение, функции.
- Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти.
- Изменения в жевательной системе без потери антогонирующих пар.
- Строение и функции почки. Процесс образования мочи. Состав мочи.
- Понятие о резус-факторе и группах крови. Переливание крови.
- Изменения в жевательном аппарате при полном беззубии.
- Ткани. Определение, классификация. Общая характеристика мышечной, соединительной и нервной ткани.
- Обзор сердечно-сосудистой системы. Виды сосудов. Артериальное давление. Пульс. Места измерения пульса.
- Факторы устойчивости отдельно стоящего зуба и целостности зубного ряда.
- Строение периодонта.
- Форменные элементы крови: виды, содержание в единице объема крови, значение.
- Строение лицевого отдела черепа. Мимические мышцы.
- Строение височно-нижнечелюстного сустава.
- Жевательная сила и жевательное давление.
- Половые железы. Расположение, гормоны, их значение. Особенности строения и функции этих желез.
- Обзор нервной системы.
- Зубная, альвеолярная, базальная дуги.
- Границы протезов на верхней и нижней челюсти.
- Мозговой череп. Соединение костей черепа. Понятие о родничках.
- Понятие о вегетативной нервной системе, ее значение для организма.
- Прикус, виды прикуса, характеристика.
- Сагиттальный суставной путь. Угол сагиттального суставного пути.
- Дуга аорты: ветви, области кровоснабжения. Кровоснабжение сердца.
- Гонкий кишечник, функции. Строение стенки тонкого кишечника, особенности строение слизистой оболочки. Пищеварение в гонком кишечнике. Всасывание питательных веществ.
- Мышцы, опускающие и выдвигающие нижнюю челюсть.
- Строение пародонта.
- Строение и функциональное значение полости носа, особенности строения слизистой оболочки. Орган обоняния. Придаточные пазухи носа, их значение.
- Женский половые органы: обзор, расположение, строение.
- Артикуляция. Окклюзия. Виды окклюзии.
- Вертикальные движения нижней челюсти.
- Строение скелета. Кости, составляющие грудную клетку, способы их соединения.
- Орган зрения. Зрительный анализатор
- Изменения в жевательном аппарате при частичной потере зубов. Феномен Попова- Годона.
- Сравнительная характеристика между молочным, постоянным, сменным прикусами.
- Надпочечники — расположение; группы гормонов, их значение для организма.
- Расположение, строение и функция легких. Плевра.
- Мышцы, поднимающие нижнюю челюсть.
- Окклюзия, виды окклюзии.
- Топография сердца. Его строение и физиология.
- Плазма крови — определение, состав, значение плазмы.
- Трехпунктный контакт по Бонвилю. Его значение.
- Понятие о подвижной и неподвижной слизистой оболочке.
- Позвоночный столб — отделы, функции, изгибы. Особенности строения в разных отделах позвоночного столба.
- Понятие о состоянии относительного функционального покоя. Значение его определения.
- Кровоснабжение мягких тканей лица, зубов. Венозный отток.
- Признаки зубов. Признак угла коронки, признак корня.
- Скелет верхней конечности. Способы соединения костей плечевого пояса и свободной верхней конечности.
- Сущность обмена веществ. Обмен белков, жиров, углеводов: энергетическая ценность, суточная потребность, содержание в продуктах
- Высота прикуса. Причины снижения.
- Артикуляция и окклюзия.
- Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Железы смешанной секреции: расположение, гормоны, их биологическое действие.
- Полость рта, пищеварение в полости рта
- Понятие о жевательной силе, жевательном давлении. Резервные сизы опорных тканей чуба.
- Силовые линии и контрофорсы.
- Мышцы туловища.
- Образование тепла в организме. Связь с обменом веществ. Механизмы теплоотдачи и теплорегуляции.
- Строение и функции тканей пародонта.
- Патологические прикусы.
Перечень практических манипуляций↑
- Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
- На подготовленной разборной модели верхней челюсти провести моделировку воскового колпачка для металлокерамической коронки в боковом отделе.
- На модели с нижней челюсти с полным отсутствием зубов, расчертив границы протеза, изготовить восковой базис с окклюзионными валиками.
- Провести предварительную и окончательную штамповку металлической коронки на моляр нижней челюсти.
- Произвести починку съемного протеза самотвердеющей пластмассой.
- На модели верхней челюсти, расчертив границы будущего протеза, изготовить индивидуальную ложку из быстротвердеющей пластмассы.
- Вырезать на модели верхней челюсти, отмоделированные гипсовые штампы премоляра, моляра. Изготовить металлические штампы. Откалибровать стальные гильзы по каждому штампу в аппарате Самсон.
- На модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов выбрать кламмерную линию, изготовить 3 гнутых удерживающих кламмера на различные группы зубов, зафиксировать на модели.
- На модели верхней челюсти отмоделировать резец, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
- На модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов расчертить границы протеза, изготовить 2 проволочных гнутых удерживающих кламмера, на восковом базисе, провести постановку 7 искусственных зубов.
- На модели верхней челюсти отмоделировать резец, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов – нет).
- На модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов провести постановку центральных зубов на приточке.
- На разборной модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитой коронки на моляр верхней челюсти, установить литник.
- На модели нижней челюсти отмоделировать каркас бюгельного протеза с кламерами Нея (2, 3 кламмера) в зависимости от дефекта зубного ряда по классификации Кеннеди.
- На разборной модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитой коронки на моляр нижней челюсти, установить литник.
- На модели верхней челюсти с полным отсутствием зубов, расчертив границы протеза, изготовить восковой базис с окклюзионными валиками со снятием с модели.
- Отмоделировать клык, премоляр на нижней челюсти под пластмассовые коронки.
- На модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов отмоделировать 5 типов кламмеров системы Нея.
- Отбелить и отполировать штампованную коронку.
- На модели нижней челюсти, расчертив границы протеза, изготовить индивидуальную ложку из быстротвердеющей пластмассы.
- На разборной модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитого мостовидного протеза в боковом отделе нижней челюсти на 3 единицы, установить литники.
- Загипсовать в кювету восковую репродукцию частичного съемного протеза нижней челюсти.
- Вырезать на модели верхней челюсти, отмоделированные гипсовые штампы премоляра, моляра. Изготовить металлические штампы. Откалибровать стальные гильзы по каждому штампу в аппарате Самсон.
- Отмоделировать каркас бюгельного протеза при дефекте зубного ряда на нижней челюсти I класса по классификации Кеннеди.
- На подготовленной разборной модели отмоделировать восковую репродукцию мостовидного протеза в боковом отделе верхней челюсти на 3 единицы под металлопластмассу.
- На модели верхней челюсти с полным отсутствием зубов, расчертив границы протеза, отмоделировать индивидуальную ложку из воска. Загипсовать в кювету
- Вырезать на модели верхней челюсти, отмоделировать гипсовые штампы премоляра, моляра. Изготовить металлические штампы.
- Провести постановку зубов по Васильеву на верхнюю челюсть.
- На модели нижней челюсти отмоделировать клык, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
- Провести постановку зубов на нижней челюсти в окклюдатор, расчертив границы протеза на модели.
- На модели нижней челюсти отмоделировать промежуточную часть мостовидного протеза на 3 единицы в боковом отделе (цельнометаллическая).
- Провести гипсовку восковой репродукции полного съемного протеза верхней челюсти в кювету обратным способом.
- На модели нижней челюсти отмоделировать клык, премоляр, под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
- На модели нижней челюсти отмоделировать 2 сложных кламмера (Джексона, Бонвиля).
- Отмоделировать вкладку на моляр нижней челюсти из воска для последующей замены ее на металл.
- Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
- На модели верхней челюсти отмоделировать восковую композицию на 4 единицы в передней отделе с фасетками.
- Загипсовать в кювету восковую репродукцию частичного съемного протеза верхней челюсти.
- Отмоделировать 2 центральных резца верхней челюсти под пластмассовые коронки.
- Отмоделировать каркас бюгельного протеза на верхней челюсти с глубоким небом.
- Отмоделировать восковую композицию мостовидного протеза на нижней челюсти в боковом отделение на 2 единицы из пластмассы.
- Отмоделировать каркас бюгельного протеза на верхней челюсти.
- Отмоделировать восковую композицию мостовидного протеза на верхней челюсти в переднем отделе на 2 единицы из пластмассы.
- На модели нижней челюсти, расчертив границы протеза, изготовить индивидуальную ложку из быстротвердеющей пластмассы.
- На модели верхней челюсти отмоделировать резец, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
- Провести постановку зубов на верхней челюсти 14/0 в окклюдатор, расчертив границы протеза на модели.
- На подготовительной разборной модели верхней челюсти провести моделировку воскового колпачка для металлокерамической коронки в переднем отделе.
- Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
- Отмоделировать 2 зуба под пластмассовые коронки на верхней челюсти.
- На модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов расчертить границы протеза, изготовить 2 проволочных удерживающих кламмера, на восковом базисе, провести постановку 7-8 искусственных зубов, отмоделировать.
- Провести предварительную и окончательную штамповку металлической коронки на моляр верхней челюсти, припасовать на гипсовый штамп.
- Отмоделировать восковую композицию протеза на нижней челюсти в боковом отделе на 2 единицы из пластмассы.
- Обработать, отшлифовать и отполировать съемный протез.
- На модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитой коронки на маляр верхней челюсти.
- На модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов выбрать кламмерную линию, изготовить 3 гнутых удерживающих кламмера на различные группы зубов, зафиксировать на модели
- Отмоделировать 2 зуба под пластмассовые коронки на верхней челюсти.
- Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
- Отбелить, отшлифовать и отполировать штампованную коронку.
Проблемно-ситуационные задачи по неотложной помощи↑
Задача № 1
Мужчина получил удар кулаком в лицо. Асимметрия лица за счёт отёка мягких тканей, гематома в области нижней челюсти, нарушение прикуса, симптом «ступеньки» по нижнечелюстному краю, крепитация отломков.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения повязки – «уздечка».
Эталон ответа
- На основании объективных данных (асимметрия лица) диагноз – перелом нижней челюсти со смещением отломков.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- положить холод на область гематомы, провести мероприятия по профилактике асфиксии, шока;
- провести транспортную иммобилизацию в виде жесткой подбородочной пращи с опорной головной повязкой или в виде матерчатой пращи с круговой повязкой вокруг головы.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки «уздечка».
Задача № 2
Во время падения мужчина ударился головой. Жалуется на сильную головную боль, тошноту, головокружение. При осмотре: сознание спутанное, кожные покровы бледные, пульс 62-64 удара в минуту. В височной области слева припухлость мягких тканей, из левого уха небольшое кровотечение. Больной избегает смотреть на свет. Левый зрачок несколько шире правого.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения повязки на ухо.
Эталон ответа
- Диагноз — перелом основания черепа.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- уложить пациента на жестокие носилки на спину с фиксацией головы ватно-марлевым кольцом, боковых поверхностей шеи – плотными валиками;
- положить асептическую повязку на левое ухо;
- приложить холод на голову, не сдавливая череп;
- срочная госпитализация в нейрохирургическое отделение.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки на левое ухо согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 3
Во время драки мужчина получил удар тупым предметом по голове. Обстоятельств травмы не помнит. При осмотре: сонлив, на вопросы отвечает невпопад, несколько бледен, пульс 62 удара в минуту, в теменной области рана 8х15 см, умеренное кровотечение, носогубная складка сглажена слева, язык слегка отклонен влево, правый зрачок шире левого.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения повязки «чепец».
Эталон ответа
- Диагноз: закрытая черепно-мозговая травма. Ушиб головного мозга.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- уложить пациента на жесткие носилки на спину с фиксацией головы ватно-марлевым кольцом, боковых поверхностей шеи – плотными валиками;
- приложить холод на голову;
- обеспечить оксигенотерапию;
- обеспечить щадящую транспортировку в нейрохирургическое отделение стационара, следить за сознанием, дыханием, сердцебиением.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки «чепец» согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 4
Молодой человек обратился с жалобами на резкие боли в области правой щеки. Со слов, болен в течение недели, когда появилась краснота, а затем “нарыв” в области правой щеки. Возникший воспалительный очаг вскрыли булавкой, выделилось небольшое количество гноя. При осмотре: температура тела 39,6°C, на правой щеке резко болезненный воспалительный инфильтрат 2×2 см в центре гнойный желтоватый стержень.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения пластырной повязки.
Эталон ответа
- Диагноз: фурункул правой щеки.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- наложение асептической повязки;
- госпитализация в челюстно-лицевое отделение.
- Студент демонстрирует технику наложения пластырной повязки согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 5
У женщины при удалении нижнего моляра появились боли в скуловой области. Рот полуоткрыт, подбородок выступает вперёд. Под скуловыми дугами впереди суставного бугорка определяется выпячивание.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику вправления височно-нижнечелюстного сустава.
Эталон ответа
- Диагноз: закрытый передний двухсторонний вывих нижней челюсти.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- провести с пациентом беседу, убедить его в благополучном исходе возникшего осложнения;
- ввести анестетик 2% р-р новокаина;
- наложить фиксирующую пращевидную повязку;
- обеспечить транспортировку в отделение челюстно-лицевой хирургии.
- Студент демонстрирует манипуляцию согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 6
В результате пожара воспламенилась одежда на ребёнке. Пламя затушили. При осмотре: состояние тяжелое, заторможен, безучастен, пульс частый, артериальное давление снижено, дыхание поверхностное. На коже лица пузыри с прозрачным содержимым, вскрывшиеся пузыри, участки обугленной кожи.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику подсчёта пульса и измерения артериального давления.
Эталон ответа
- Диагноз: термический ожог лица II-III степени, ожоговый шок.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- ввести обезболивающие средства;
- наложить асептическую повязку, уложить;
- согреть ребенка, напоить горячим чаем;
- срочно госпитализировать в хирургический стационар.
- Студент демонстрирует технику подсчета пульса и измерения артериального давления (на статисте).
Задача № 7
В результате удара по переносице кулаком началось обильное выделение крови. Больной беспокоен, сплёвывает кровь, частично её проглатывает.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику остановки носового кровотечения.
Эталон ответа
- Диагноз: носовое кровотечение.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- в положение сидя наклонить голову пациента вперед, обеспечить его лотком для сплевывания крови;
- приложить холод на переносицу, прижать крылья носа к перегородке. При неэффективности произвести переднюю тампонаду носа стерильной марлевой турундой, смоченной 3% раствором перекиси водорода или применить гемостатическую губку. Наложить пращевидную повязку;
- при неэффективности вызвать бригаду «скорой медицинской помощи» для проведения задней тампонады носа и госпитализации в стационар.
- Студент демонстрирует технику остановки кровотечения согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 8
Через 2 часа после операции удаления зуба больной отметил появление алой крови во рту. Общее состояние хорошее, кожные покровы розовые. Пульс 80 уд. в минуту, хорошего наполнения и напряжения.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику проведения тампонады лунки.
Эталон ответа
- На основании объективных данных (появление алой крови во рту через 2 часа после операции удаления зуба), диагноз – послеоперационное луночковое кровотечение.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- рану высушить тампонами;
- наложить на рану стерильный марлевый тампон и рекомендовать удерживать его, сжимая зубы;
- приложить лед в пузыре на мягкие ткани лица, которые прилегают к области раны.
- Студент демонстрирует технику проведения тампонады лунки по общепринятой методике.
Задача №9
В школьной столовой у ученицы 6 класса во время торопливой еды и разговора появился судорожный кашель, затруднение дыхания. Её беспокоит боль в области гортани. Пациентка растеряна, говорит с трудом, испытывает страх. Лицо цианотично. Осиплость голоса. Периодически повторяются приступы судорожного кашля и шумное дыхание с затруднением вдоха.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ).
Эталон ответа
- Диагноз: инородное тело верхних дыхательных путей.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- с помощью третьего лица вызвать бригаду “скорой медицинской помощи”;
- попытаться удалить инородное тело с помощью пальцев. При неэффективности применить прием Гемлиха или придать пострадавшей дренажное положение с использованием вибрационного массажа грудной клетки;
- коникотомия;
- срочная госпитализация в ЛОР-отделение.
- Студент демонстрирует на фантоме проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) согласно алгоритму.
Задача № 10
У девочки 12 лет при заборе крови из вены отмечается бледность, потливость, расширение зрачков. Затем потеря сознания.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику проведения подкожной инъекции.
Эталон ответа
- В результате чувства страха у девочки возникло обморочное состояние.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- придать больной горизонтальное положение с приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;
- вызвать скорую помощь;
- расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;
- поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта, к носу с целью рефлекторного воздействия на центральную нервную систему (ЦНС);
- обрызгать лицо холодной водой, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;
- периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;
- выполнить назначение врача.
- Студент демонстрирует технику проведения подкожной инъекции (на фантоме).
Задача № 11
Молодой человек обратился с жалобами на боль в правой половине грудной клетки, резко усиливающуюся при движениях, кашле, дыхании. Передвигается медленно, придерживает рукой больное место. Час назад, поскользнувшись, упал, ударился грудью о край тротуара.
Объективно: состояние средней тяжести, пораженная половина грудной клетки отстает в дыхании, дыхание поверхностное, с частотой 22 в минуту, пульс 80 ударов в минуту. Пальпаторно-резкая локальная болезненность и крепитация в проекции III-го и IV-го ребер по задней подмышечной линии, там же припухлость, кровоподтек.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте транспортную иммобилизацию (на фантоме) применительно к данной ситуации.
Эталон ответа
- Диагноз: Закрытый перелом III и IV ребер справа.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- придать положение полусидя;
- ввести обезболивающий препарат (раствор анальгина, баралгина, тригана, спазгана, максигана);
- вызвать скорую помощь через третье лицо для транспортировки в ЛПУ;
- применить местно холод;
- обеспечить транспортировку в ЛПУ в положении полусидя.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 12
В результате пожара жилого помещения мужчина получил ожог головы, передней поверхности туловища и верхних конечностей. Больной крайне возбуждён, на лице имеются вскрывшиеся пузыри, на передней поверхности грудной клетки плотная тёмная корка, в области живота вскрывшиеся пузыри.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения спиральной повязки на грудную клетку.
Эталон ответа
- Диагноз: термический ожог лица, передней поверхности грудной клетки, верхних конечностей, живота III-IV ст. Ожоговый шок (эректильная фаза).
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0-4,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
- расслабление одежды по швам;
- наложить асептическую повязку, укутать в одеяло;
- согреть пострадавшего, напоить горячим чаем, кофе, щелочное питье;
- следить за сознанием, дыханием, сердцебиением.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 13
В результате автомобильной катастрофы девочка получила тяжёлую травму. Жалобы на боль в правой нижней конечности, резко усиливающуюся при попытке движений. При осмотре состояние тяжёлое, кожа и видимые слизистые бледные. Артериальное давление 100/160 мм. рт. ст., пульс 100 ударов в минуту. Правое бедро деформировано, укорочено на 5 см. При попытке движений определяется патологическая подвижность в средней трети бедра.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации поражённой конечности.
Эталон ответа
- Диагноз: закрытый перелом правого бедра. Травматический шок I степени.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
- транспортная иммобилизация с помощью шин Крамера;
- холод на место повреждения;
- транспортировка на носилках в травматологическое отделение стационара.
- Студент демонстрирует технику проведения транспортной иммобилизации при данном повреждении (на статисте).
Задача № 14
В результате запуска петард мальчик 10 лет получил ранение век и обширное ранение глазного яблока. Жалобы на боль. Вытекание “тёплой жидкости” из глаза. Объективно: резаные раны век и обширная сквозная рана правого глазного яблока, покрытая сгустками крови. Острота зрения 0,02.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения повязки на глаза.
Эталон ответа
- Диагноз: проникающее ранение правого глазного яблока. Резаные раны век правого глаза.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
- наложение асептической повязки на правый глаз;
- щадящая транспортировка в хирургический стационар.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме).
Задача № 15
Больной обратился к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного была аллергическая реакция на инъекцию пенициллина.
Больному проведена анестезия 2% раствором новокаина. Через 3-5 минут состояние больного ухудшилось.
Объективные данные: выраженная бледность, цианоз, обильный пот, тахикардия, артериальное давление резко снизилось; появилось ощущение покалывания, зуд кожи лица, чувство страха, ощущение тяжести за грудиной и затрудненное дыхание.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
Эталон ответа
- У пациента аллергическая реакция на новокаин в виде анафилактического шока по вине хирурга, который не учел, что пенициллин разводится новокаином.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
- срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо;
- уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью притока крови к головному мозгу;
- расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
- осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
- положить на место инъекции пузырь со льдом;
- ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола);
- приготовить противошоковый набор;
- выполнить назначения врача.
- Студент демонстрирует технику измерения артериального давления.
Задача № 16
К зубному врачу хирургического кабинета обратился больной с целью санации полости рта. После проведения туберальной анестезии у больного появились головокружение, тошнота, чувство стеснения в груди, судороги, артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику проведения реанимационных мероприятий.
Эталон ответа
- У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствуют жалобы больного (головокружение, тошнота, чувство стеснения в груди, судороги, снижение артериального давления, учащение пульса).
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- прекратить введение препарата;
- срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо;
- уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
- расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
- осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
- положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
- ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола);
- приготовить противошоковый набор;
- выполнить назначения врача.
- Студент демонстрирует технику проведения реанимационных мероприятий.
Задача № 17
Больной С. обратился на прием к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного аллергической реакции на лекарственные препараты не было.
Через несколько минут после проведения туберальной анестезии больной предъявил жалобы на головокружение, головную боль, слабость, тошноту.
Объективно: кожные покровы и слизистые оболочки бледные, холодный пот, частое поверхностное дыхание, резкое снижение артериального давления.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику проведения непрямого массажа сердца.
Эталон ответа
- У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствует головокружение, головная боль, слабость, тошнота, бледность покровов, холодный пот, частое поверхностное дыхание, резкое снижение АД.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- прекратить введение препарата;
- срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
- уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
- расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
- осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
- положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
- ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола);
- приготовить противошоковый набор;
- выполнить назначения врача.
- Студент демонстрирует технику проведения непрямого массажа сердца.
Задача № 18
В холле поликлиники у больного 42 лет внезапно развился приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края стула, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, частота дыхательных движений 38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.
Задания
- Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.
Эталон ответа
- У пациента приступ бронхиальной астмы. Диагноз поставлен на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, частоты дыхательных движений (38 в мин), сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
- расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
- при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола или беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.
- Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором.
Задача № 19
В кабинете стоматолога пациентка 32 лет потеряла сознание. При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижен, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка, характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Артериальное давление 90/60 мм рт. ст., у пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.
Задания
- Определите неотложное состояние, развивающееся у пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику исследования пульса.
Эталон ответа
- У пациента, страдающего сахарным диабетом, развилась гипергликемическая кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение артериального давления.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- вызвать врача через третье лицо для оказания квалифицированной медицинской помощи;
- обеспечить контроль за состоянием пациента (артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений);
- транспортировка в лечебное учреждение.
- Студент демонстрирует технику исследования пульса.
Задача № 20
На хирургическом приёме после введения новокаина больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. Артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд./мин., слабого наполнения и напряжения.
Задания
- Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.
Эталон ответа
- У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствует беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин., слабого наполнения.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
- ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена, или 1% р-р димедрола);
- расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
- уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
- срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
- осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
- приготовить противошоковый набор;
- выполнить назначения врача.
- Студент демонстрирует технику измерения артериального давления.
Задача № 21
Во время драки подростку был нанесён удар острым предметом в живот. При осмотре имеется рана на передней брюшной стенке длинной 5 см, умеренно кровоточащая. Из раны выступает петля тонкой кишки.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику наложения повязки на живот.
Эталон ответа
- Диагноз: проникающее ранение брюшной полости. Эвентрация тонкой кишки в рану передней брюшной стенки. Наружное кровотечение из брюшной полости.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
- наложение асептической повязки, не трогая кишечник, обработать кожу вокруг раны антисептическим раствором, вокруг кишки положить валик, кишку обернуть стерильной салфеткой, обильно смоченной теплым физиологическим раствором, наложить асептическую повязку;
- транспортировать на жёстких носилках в хирургический стационар.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки (на фантоме).
Задача № 22
Во время проведения выемки протеза на руки техника попал кипяток. Жалуется на сильные боли, гиперемия кожных покровов кисти.
Задания
- Определите неотложное состояние.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения повязки на кисть.
Эталон ответа
- Термический ожог I степени кожных покровов правой кисти.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- охладить проточной холодной водой кожные покровы;
- наложить стерильную повязку.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки на кисть.
Задача № 23
При окончательной штамповке зубной техник молотком ударил по большому пальцу левой руки. Кожные покровы синюшного цвета, имеется ссадина с небольшим кровотечением.
Задания
- Определите неотложное состояние.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения повязки на кисть.
Эталон ответа
- Ушиб большого пальца левой руки.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- антисептическая обработка раневых поверхностей (1% р-р перекиси водорода, р-р перманганата калия);
- обработать ссадины 5 % р-ром йода;
- наложить тугую стерильную повязку.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки на кисть.
Задача № 24
Во время изготовления гипсового штампика зубной техник гипсовым ножом поранил указательный палец левой руки. На боковой поверхности указательного пальца левой руки имеется резаная рана, кровотечение.
Задания
- Определите неотложное состояние.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки.
Эталон ответа
- Резаная рана указательного пальца левой руки.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- обработка поверхностей вокруг раны раствором антисептика;
- наложение тугой давящей повязки на палец с целью остановки кровотечения;
- придать вертикальное положение левой руке.
- Студент демонстрирует технику наложения тугой давящей повязки.
Задача № 25
Во время отбеливания мостовидного протеза отбел попал на левую кисть. Гиперемия кожных покровов левой кисти.
Задания
- Определите неотложное состояние.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
- Продемонстрируйте технику наложения возвратной повязки.
Эталон ответа
- Химический (кислотный) ожог кисти левой руки.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- промыть проточной водой;
- обработать раствором щелочи;
- наложить стерильную повязку.
- Студент демонстрирует технику наложения повязки.
Задача № 26
После экстракции зуба у мужчины 62 лет возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд./мин., Задача № 11hr size=Составьте алгоритм оказания неотло/li/liжно/liй помощи.артериальное давление 160/100 мм рт. ст., частота дыхательных движений 22 в мин.
Задания
- Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику исследования пульса.
Эталон ответа
- У пol Алгоритм оказания неотложной помощи: наложение асептической повязки на правый /pглаз;срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо h2/lili; ациента после нервного перенапряжения возникли жгучие боли за грудиной, которые не снимаются нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокol li liарда.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;
- создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса.
- придать положение полусидя или уложить больного на спину с приподнятым головным концом;
- поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда;
- повторить прием нитроглицерина под язык 0,0005 мг с интервалом 8-10 минут (возможен прием до 6-8 раз в сутки);
- осуществлять контроль за состоянием пациента (артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений) до приезда скорой помощи;
- выполнить все назначения врача.
- Студент демонстрирует технику исследования пульса.
Задача № 27
Во время игры подросток упал на отведённую руку, возникла резкая боль, невозможность движений в плечевом суставе. При осмотре правого плечевого сустава глубокая деформация в виде западения тканей, плечо кажется более длинным. При попытке изменить положение в конечности усиливается боль и определяется пружинящее сопротивление.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации верхней конечности.
Эталон ответа
- Диагноз: закрытый вывих правого плеча.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- обезболивание (орошение области сустава хлорэтилом, в/м 2% р-р баралгина, триган, спазган, максиган);
- транспортная иммобилизация шиной Крамера не меняя положение конечности в суставе;
- холод на место повреждения;
- транспортировка в травмпункт в положении сидя.
- Студент демонстрирует технику транспортной иммобилизация (на статисте).
Задача № 28
В автомобильной катастрофе мужчина получил тяжёлую травму головы. Сознание отсутствует, состояние тяжёлое, кровотечение из носа, рта, ушей, западение фрагментов верхней челюсти, нарушение прикуса, симптом «ступеньки» по правому нижнеглазничному краю.
Задания
- Определите неотложное состояние пациента.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации при тяжелой травме головы.
Эталон ответа
- Диагноз: перелом основания черепа.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- освободить дыхательные пути от крови с помощью стерильной резиновой груши;
- наложить асептические повязки на правый глаз, уши, нос;
- уложить пациента на жесткие носилки на спину, с повернутой на бок головой и фиксацией головы с помощью ватно-марлевого круга и боковых поверхностей шеи плотными валиками;
- приложить холод на голову, не сдавливая череп;
- провести оксигенотерапию;
- щадящая транспортировка в нейрохирургическое отделение.
- Студент демонстрирует технику транспортной иммобилизации головы (на фантоме).
Задача № 29
После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному из них стало плохо. Он побледнел и упал.
Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие, на свет не реагируют, пульс нитевидный.
Задания
- Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
- Продемонстрируйте технику подсчета частоты дыхательных движений (ЧДД).
Эталон ответа
- В результате психоэмоционального перенапряжения и пребывания в душном автобусе у молодого человека возник обморок. Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
- отсутствие сознания;
- отсутствие реакции зрачков на свете;
- бледность кожные покровов, холодные конечности;
- тахикардия.
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- уложить с несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;
- вызвать скорую помощь;
- расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;
- поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на центральную нервную систему ( при наличии аптечки у водителя);
- периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;
- Студент демонстрирует технику подсчета числа дыхательных движений.
Задача № 30
На терапевтическом приеме больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. Анамнез: 25 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением. Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения, АД 80/49 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.
Задания
- Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
- Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
- Продемонстрируйте технику измерения АД.
Эталон ответа
- В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс. Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
- бледность кожных покровов, холодный пот;
- частый пульс (96 уд/мин), слабого наполнения, низкое АД (80/40мм рт. ст.);
- учащенное незатрудненное дыхание (24 уд/мин).
- Алгоритм оказания неотложной помощи:
- вызвать скорую помощь;
- обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
- для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;
- для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;
- следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс до приезда «скорой медицинской помощи».
- Студент демонстрирует технику измерения артериального давления.