Вопросы для подготовки к спец. экзамену

специальности «Стоматология ортопедическая»

Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда

  1. Драгоценные металлы. Их применение
  2. Пластмассы.
  3. Отделка, шлифовка, полировка
  4. Металлы и сплавы
  5. Искусственные зубы. Требования к искусственным зубам
  6. Требования к оттискным материалам.
  7. Паяние. Свойство припоя.
  8. Флюсы. Требования к флюсам.
  9. Классификация пластмасс для базисов протезов.
  10. Абразивные материалы.
  11. Моделировочный и литьевой воски. Требования.
  12. Оттискные материалы.
  13. Припои. Требования к ним.
  14. Воски. Характеристика. Классификация.
  15. Фарфоровые и пластмассовые зубы. Преимущества и недостатки.
  16. Кобальто-хромовые сплавы.
  17. Нержавеющая сталь. Химический состав.
  18. Классификация восков. Литьевые воски. Состав.
  19. Требования к искусственным зубам.
  20. Требования к оттискным материалам.
  21. Пластмассы холодного отверждения, требования.
  22. Ковкость. Пластичность. Свариваемость.
  23. Припои. Требования к припоям. Отбелы.
  24. Эластичные оттискные материалы.
  25. Легкоплавкие сплавы. Состав. Требования.
  26. Основные свойства стоматологических и зуботехнических материалов.
  27. Металлы, применяемые в стоматологии. Требования к ним.
  28. Металлы и сплавы, как вспомогательные материалы.
  29. Ковкость, пластичность, коррозия.
  30. Стадии полимеризации пластмассы.
  31. Паяние. Припои. Проволока.
  32. Классификация пластмасс для базисов протезов.
  33. Эластичные подкладочные материалы.
  34. Металлы и сплавы.
  35. Охрана труда и техника безопасности в зуботехнической лаборатории.
  36. Гипс. Физические свойства. Правила ранения.
  37. Пластмассы стоматологические.
  38. Вспомогательные материалы.
  39. Рабочее место и инструментарий.
  40. Полимеризация пластмассы.
  41. Пластмассовые и фарфоровые зубы. Преимущества и недостатки.
  42. Термическая обработка. Закалка.
  43. Пластмассы для съемных и несъемных протезов.
  44. Требования к эластичным материалам.
  45. Катализаторы и ингибиторы гипса.
  46. Физические и механические свойства металлов.
  47. Требования к базисным воскам.
  48. Абразивные материалы.
  49. Ингибиторы и катализаторы.

Несъемные протезы

  1. Восстановление дефекта коронковой части зуба вкладками. Определение классификация дефектов по Блэку. Методы изготовления вкладок.
  2. Оттискные, слепочные материалы. Определение. Классификация. Термопластические материалы. Характеристика.
  3. Прямой метод изготовления вкладок. Положительные и отрицательные качества.
  4. Эластические слепочные материалы (альгинотной группы) «Упин». Характеристика. Получение гипсовых моделей
  5. Сравнительная характеристика съемных пластиночных и несъемных мостовидных протезов.
  6. Правила замешивания гипса.
  7. Техника изготовления комбинированного мостовидного протеза со стандартной промежуточной частью.
  8. Требования, предъявляемые к моделировочным материалам.
  9. Консольные мостовидные протезы. Показания к применению.
  10. Синма. Состав, свойства, применение.
  11. Требования к правильно изготовленной металлической штампованной коронки.
  12. Липкий воск.
  13. Коронки из пластмассы. Показания к изготовлению. Особенности препаровки зуба под пластмассовую коронку.
  14. Припой для стали и золота.
  15. Метод наружной штамповки коронок по Паркеру.
  16. Лаки, применяемые для металлических частей зубных протезов. Свойства и назначение.
  17. Техника изготовления мостовидного протеза из пластмассы.
  18. Быстротвердеющая пластмасса. Протакрил, Редонт, Корбадент.
  19. Комбинированный метод штамповки коронок.
  20. Аппараты и инструменты, используемые для изготовления металлической коронки. Техника безопасности.
  21. Этапы изготовления штампованной коронки.
  22. Классификация оттискных и слепочных материалов.
  23. Изготовление гипсовых моделей по слепкам из гипса, стомальгина. Требования к гипсовым моделям.
  24. Правила замешивания гипса. Катализаторы и ингибиторы.
  25. Первичная ковка. Окончательная штамповка металлических коронок. Методы штамповки.
  26. Химические свойства зуботехнических материалов.
  27. Классификация мостовидных протезов.
  28. Кислоты, применяемые в зубопротезной практике. Состав отбелов для нержавеющей стали и золота.
  29. Особенности подготовки зуба под металлическую, пластмассовую, комбинированную коронки.
  30. Коррозии, влияние на протезы.
  31. Технология изготовления комбинированных моделей. Показания.
  32. Слепочные материалы.
  33. Классификация коронок по назначению, конструкции, методу, материалу изготовления.
  34. Воск моделировочный для мостовидных работ. Требования, состав, свойства.
  35. Вкладки. Показания и техника изготовления.
  36. Классификация оттискных и слепочных материалов.
  37. Этапы изготовления паянного мостовидного протеза.
  38. Понятие о наклепе. Метод его устранения.
  39. Этапы изготовления металлопластмассового цельнолитого мостовидного протеза.
  40. Аппараты для пайки зубных протезов. Устройство, принцип действия.
  41. Этапы изготовления пластмассовой коронки. Методы гипсовки восковой композиции в кювету.
  42. Нержавеющая сталь. Применение. Физико-химические свойства.
  43. Выделение гипсового штампика. Требования к правильно изготовленному гипсовому штампу.
  44. Основные и вспомогательные материалы при изготовлении зубных протезов.
  45. Изготовление металлического штампика методом гипсового блока и кольца. Преимущества и недостатки каждого из них
  46. Техника полировки мостовидных протезов, полирующие средства.
  47. Непрямой метод изготовления вкладок. Положительные и отрицательные качества.
  48. Силиконовая группа слепочных материалов. Характеристика Сиэласт-69. Методика получения двойных слепков.
  49. Искусственные коронки. Определение. Показания к применению. Требования к правильно изготовленным коронкам.
  50. Требования, предъявляемые к оттискным и слепочным материалам.
  51. Классификация искусственных коронок по материалу и технологии изготовления.
  52. Основные и вспомогательные материалы при изготовлении несъемных зубных протезов.
  53. Классификация искусственных коронок по назначению и функции.
  54. Гипс, как слепочный и модельный материал. Физико-химические свойства.
  55. Восстановление дефекта коронковой части зуба пластмассовой коронкой. Определение, показания.
  56. Синма-М. Состав, свойства, применение.
  57. Технологические этапы изготовления пластмассовой коронки. Требования к правильно изготовленной коронке.
  58. Технология приготовления пластмассового теста Синма-М. Стадии полимеризации пластмассы.
  59. Обработка, шлифовка, полировка пластмассовой коронки.
  60. Полировочные средства для пластмассовых зубопротезных конструкций.
  61. Восстановление дефекта коронковой части зуба металлической штампованной коронки. Определение, показания, требования к правильно изготовленной коронке.
  62. Перечень инструментов и оборудования, необходимых для поэтапного изготовления штампованных коронок.
  63. Получение гипсовых моделей. Гравировка шейки культимоделирование восковой композиции.
  64. Моделировочные восковые смеси. Их назначение. Основной состав.
  65. Технология получения гипсового штампика требования. Коронки широки, узкие, повышающие прикус.
  66. Аппарат для пайки зубных протезов. Устройство, принцип действия. Техника безопасности.
  67. Получение металлических штампиков методом гипсового блока и кольца. Преимущества и недостатки каждого из них.
  68. Нержавеющая сталь, марки стали. Состав. Основные физико-химические свойства. Применение.
  69. Калибровка металлических гильз в аппарате «Самсон». Техника обжига в паяльном аппарате. Техника безопасности при работе с аппаратом «Самсон».
  70. Кислоты, применяемые в зубопротезной технике. Отбелы, состав, свойства. Отбеливание металлических конструкций. Электрополировка.
  71. Первичная ковка, обжиг, окончательная штамповка в аппарате Бром-штром. Комбинированный метод штамповки.
  72. Основные и вспомогательные материалы для изготовления несъемных зубопротезных конструкций.
  73. Наружный метод штамповки металлических коронок в аппарате «Паркера». Показания к применению.
  74. Понятие о наклёпе. Метод его устранения.
  75. Шлифовка, обработка, полировка металлической штампованной коронки. Требования к правильно отполированной коронке.
  76. Средства, необходимые для поэтапного проведения обработки, шлифовки, полировки протеза из металла.
  77. Техника изготовления пластмассового несъемного мостовидного протеза. Показания к применению. Недостатки зубопротезной конструкции из пластмассы «Синма – М».
  78. Причины неточностей при изготовлении штампованных коронок и способы их предупреждений.
  79. Технологические свойства материалов: тягучесть, пластичность, эластичность, упругость. Применение этих свойств при изготовлении зубопротезных конструкций.
  80. Клинико-лабораторные этапы изготовления коронок по «Белкину». Показания, положительные и отрицательные качества этой конструкции.
  81. Самотвердеющая пластмасса «Карбодент». Характеристика.
  82. Временные коронки из пластмассы. Показания. Методы изготовления. Экспресс метод.

Частично съемные протезы

  1. Показания к изготовлению съемного частичного протеза с постановкой искусственных зубов во фронтальном участке альвеолярного отростка на приточке.
  2. Аппараты и инструменты, применяемые при изготовлении съемных частичных протезов.
  3. Расположение дуги бюгельного протеза на верхней и нижней челюсти. Их характеристика.
  4. Получение огнеупорной модели методом дублирования.
  5. Передача жевательного давления бюгельных протезов.
  6. Подготовка большой кюветы к загипсовке восковой композиции на гипсовой модели.
  7. Фиксация гипосвых моделей в окклюдатор.
  8. Изготовление одноплечевого проволочного гнутого кламмера. Расположение плеча, тела, отростка на опорном зубе и альвеолярном отростке.
  9. Изготовление воскового базиса с окклюзионным валиком на гипсовую модель верхней челюсти.
  10. Границы базиса съемного частичного протеза на нижней челюсти.
  11. Сравнительная характеристика съемных и несъемных протезов.
  12. Клинико-лабораторные этапы изготовления бюгельных протезов.
  13. Предварительная моделировка. Проверка конструкции восковой композиции протеза.
  14. Протезное ложе. Зависимость величины и формы базиса протеза от размера и локализации дефекта зубного ряда.
  15. Методы гипсовки восковой композиции в кювету. Подготовка конструкции, обратный метод гипсовки.
  16. Пористый протез:
    1. газовые поры
    2. воры давления
    3. мраморный протез
  17. Прикус. Характеристика ортогнатического прикуса.
  18. Характеристика базиса протеза. Границы на базисе съемного частичного протеза на нижней челюсти.
  19. Характеристика полости рта. Преддверие полости рта. Собственная полость рта.
  20. Съемный частичный протез. Составные части, их назначение.
  21. Функционально-ориентировочные группы зубов, их назначение. Экватор, контактная точка.
  22. Дефекты зубного ряда. Классификация по Кеннеди.
  23. Переходная складка, ее характеристика. Податливая, неподатливая слизистая.
  24. Методы фиксации съемных протезов. Механический метод фиксации. Кламмеры. Характеристика одноплечевого проволочного гнутого кламмера.
  25. Составные части металлического каркаса бюгельного протеза. Их назначение.
  26. Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти.
  27. Вываривание воска из кюветы. Подготовка частей кюветы для паковки пластмассового теста базисной пластмассы.
  28. Характеристика базисной пластмассы «Фторакс». Стадии полимеризации пластмассы.
  29. Составные части бюгельного протеза. Их назначение.
  30. Системное расположение кламмеров в зависимости от дефекта зубного ряда. Кламмерные линии.
  31. Передача жевательного давления в съемных частичных протезах.
  32. Этапы изготовления съемного частичного протеза.
  33. Сравнительная характеристика частичных съемных пластиночных и бюгельных протезов.
  34. Подбор и постановка искусственных зубов в частичных съемных протезах.
  35. Опорно-удерживающий кламмер, составные части, их назначение.
  36. Физический метод фиксации съемных протезов.

Челюстно-лицевые протезы

  1. Цели и задачи челюстно-лицевой ортопедии.
  2. Фиксирующие ортопедические аппараты.
  3. Особенности ранений челюстно-лицевой области.
  4. Репонирующие ортопедические аппараты.
  5. Механизм смещения обломков челюстных костей.
  6. Транспортные шины.
  7. Локализация переломов челюстно-лицевой области.
  8. Ортопедические аппараты комбинированного действия.
  9. Классификация неогнестрельных переломов нижней челюсти по Курляндскому.
  10. Замещающие ортопедические аппараты.
  11. Этапы лечения переломов челюстей. Репозиция. Иммобилизация.
  12. Шина Ванкевич.
  13. Классификация огнестрельных переломов челюстей по Курляндскому.
  14. Шина Вебера.
  15. Врачебная помощь при переломах челюстей (транспортная иммобилизация).
  16. Шина Порта.
  17. Локализация типичных переломов на нижней челюсти.
  18. Формирующие ортопедические аппараты.
  19. Классификация челюстно-лицевых аппаратов по способу фиксации.
  20. Классификация переломов нижней челюсти.
  21. Отличительные особенности челюстно-лицевых ранений от ранений в другие части тела.
  22. Шина Тигерштедта.
  23. Причины, влияющие на смещение отломков челюстных костей.
  24. Назначение формирующих протезов. Составные части.
  25. Классификация дефектов челюстно-лицевой области.
  26. Боксерская шина.
  27. Локализация типичных переломов на верхней челюсти (по Лефору).
  28. Аппаратурное лечение контрактур.
  29. Предупредительные манипуляции при угрозе асфиксии.
  30. Протезирование с дефектом мягкого неба.
  31. Классификация переломов нижней челюсти по Энтину.
  32. Протезирование при микростомии.
  33. Цели и задачи челюстно-лицевой ортопедии.
  34. Репонирующие ортопедические аппараты.
  35. Особенности ранней в челюстно-лицевой области.
  36. Фиксирующие ортопедические аппараты.
  37. Механизм смещения обломков челюстных костей.
  38. Ортопедические аппараты комбинированного действия.
  39. Локализация переломов челюстно-лицевой области.
  40. Транспортные шины.
  41. Классификация неогнестрельных переломов нижней челюсти по Курляндскому.
  42. Шина Ванкевич.
  43. Этапы лечения переломов челюстей. Репозиция. Иммобилизация.
  44. Замещающие ортопедические аппараты.
  45. Классификация огнестрельных переломов челюстей по Курляндскому.
  46. Шина Порта.
  47. Врачебная помощь при переломах челюстей (транспортная иммобилизация).
  48. Шина Вебера.
  49. Локализация типичных переломов на нижней челюсти.
  50. Формирующие ортопедические аппараты.
  51. Классификация челюстно-лицевых аппаратов по способу фиксации.
  52. Репонирующий аппарат Курляндского.
  53. Классификация переломов нижней челюсти.
  54. Отличительные особенности челюстно-лицевых ранений от ранений в другие части тела.
  55. Паянная шина Лимберга.
  56. Причины, влияющие на смещение отломков челюстных костей.
  57. Боксерская шина.

Анатомия

  1. Гипоталамус и гипофиз расположение, значение для организма.
  2. Язык: строение, функции. Орган вкуса. Слюнные железы: расположение, выводные протоки.
  3. Нижняя челюсть. Строение. Силовые линии.
  4. Факторы устойчивости отдельно-стоящего зуба.
  5. Кость как орган. Понятие о костной ткани. Способы соединения костей. Строение сустава.
  6. Обзор нервной системы. Значение нервной системы. Нейрон. Понятие о рефлексе.
  7. Черепно-мозговые нервы. Тройничный, лицевой нерв.
  8. Старческая и ложная прогения.
  9. Щитовидная железа: паращитовидные железы расположение, значение для организма.
  10. Обзор пищеварительной системы. Общий принцип строения стенки пищеварительного канала. Брюшина. Понятие о ферментах и питательных веществ.
  11. Зубочелюстная система. Взаимодействие ее составных частей.
  12. Анатомические образования, ухудшающие фиксацию протезов.
  13. Круги кровообращения, их значение.
  14. Глотка и пищевод: расположение, функции.
  15. Строение височно-нижнечелюстного сустава.
  16. Печень. Расположение. Строение. Функции. Система воротной вены, ее значение.
  17. Кожа. Общий принцип строения, функции кожи, производные кожи.
  18. Функционально-ориентированные группы зубов.
  19. Изменения в жевательном аппарате при полной адентии.
  20. Мышцы как орган. Классификация мышц.
  21. Периферическая нервная система: обзор, строение спинно-мозгового нерва.
  22. Строение верхней челюсти. Контрофорсы.
  23. Патологические прикусы.
  24. Понятие о мочеполовом аппарате. Обзор органов мочевыделительной и половой системы.
  25. Стволовая часть головного мозга: назвать отделы мозга, расположение и значение каждого отдела.
  26. Трансверзальный суставной путь. Готический угол. Угол Бенета.
  27. Изменение при потере зубов и антогонирующих пар.
  28. Предмет анатомии и физиологии. Организм, как единое целое.
  29. Головной мозг общий. Принцип строения. Понятие о сером и белом веществе.
  30. Понятие о подвижной и неподвижной слизистой оболочке. Анатомические образования полости рта, имеющие значение при протезировании.
  31. Трансверзальные движения нижней челюсти.
  32. Скелет нижней конечности. Способы соединения костей газа и свободной нижней конечности. Таз в целом.
  33. Строение и значение конечного мозга. Понятие об анализаторах, привести пример.
  34. Мимические мышцы.
  35. Строение нижней челюсти.
  36. Кровь, как ткань. Функции крови.
  37. Гортань, трахея, бронхи. Расположение, строение, значение. Понятие о бронхиальном дереве.
  38. Центральная окклюзия, признаки.
  39. Высота прикуса. Причины снижения.
  40. Мышцы верхней и нижней конечности.
  41. Орган слуха и равновесия. Слуховой анализатор.
  42. Сравнительная анатомия зубов. Признаки принадлежности зубов.
  43. Рабочая сторона, сторона баланса.
  44. Мышцы головы и шеи.
  45. Желудок: расположение, строение, функции. Пищеварение и всасывание в желудке.
  46. Движение нижней челюсти. Цикл жевания.
  47. Строение зуба.
  48. Мужские половые органы: обзор, расположение, значение.
  49. Спинной мозг: расположение, строение, функции. Рефлекторная дуга, понятие о рефлексе.
  50. Сагиттальный резцовый путь. Угол сагиттального резцового пути.
  51. Анатомо-физиологические особенности верхней челюсти.
  52. Череп. Кости, составляющие лицевой и мозговой отделы черепа, их характеристика. Воздухоносные кости.
  53. Уретра (мужская, женская).
  54. Сагиттальный суставной пуль. Угол сагиттального суставного пути.
  55. Слизистая оболочка полости рта.
  56. Грудной и брюшной отделы аорты: ветви, области кровоснабжения
  57. Желчный пузырь. Расположение, функции, значение желчи.
  58. Сагиттальная и трансверзальная окклюзионные кривые. Значение.
  59. Зубные дуги.
  60. Лимфатическая система. Общий принцип строения. Значение для организма. Лимфа.
  61. Поджелудочная железа: расположение, функции.
  62. Аппараты, воспроизводящие движения нижней челюсти.
  63. Изменения в жевательной системе без потери антогонирующих пар.
  64. Строение и функции почки. Процесс образования мочи. Состав мочи.
  65. Понятие о резус-факторе и группах крови. Переливание крови.
  66. Изменения в жевательном аппарате при полном беззубии.
  67. Ткани. Определение, классификация. Общая характеристика мышечной, соединительной и нервной ткани.
  68. Обзор сердечно-сосудистой системы. Виды сосудов. Артериальное давление. Пульс. Места измерения пульса.
  69. Факторы устойчивости отдельно стоящего зуба и целостности зубного ряда.
  70. Строение периодонта.
  71. Форменные элементы крови: виды, содержание в единице объема крови, значение.
  72. Строение лицевого отдела черепа. Мимические мышцы.
  73. Строение височно-нижнечелюстного сустава.
  74. Жевательная сила и жевательное давление.
  75. Половые железы. Расположение, гормоны, их значение. Особенности строения и функции этих желез.
  76. Обзор нервной системы.
  77. Зубная, альвеолярная, базальная дуги.
  78. Границы протезов на верхней и нижней челюсти.
  79. Мозговой череп. Соединение костей черепа. Понятие о родничках.
  80. Понятие о вегетативной нервной системе, ее значение для организма.
  81. Прикус, виды прикуса, характеристика.
  82. Сагиттальный суставной путь. Угол сагиттального суставного пути.
  83. Дуга аорты: ветви, области кровоснабжения. Кровоснабжение сердца.
  84. Гонкий кишечник, функции. Строение стенки тонкого кишечника, особенности строение слизистой оболочки. Пищеварение в гонком кишечнике. Всасывание питательных веществ.
  85. Мышцы, опускающие и выдвигающие нижнюю челюсть.
  86. Строение пародонта.
  87. Строение и функциональное значение полости носа, особенности строения слизистой оболочки. Орган обоняния. Придаточные пазухи носа, их значение.
  88. Женский половые органы: обзор, расположение, строение.
  89. Артикуляция. Окклюзия. Виды окклюзии.
  90. Вертикальные движения нижней челюсти.
  91. Строение скелета. Кости, составляющие грудную клетку, способы их соединения.
  92. Орган зрения. Зрительный анализатор
  93. Изменения в жевательном аппарате при частичной потере зубов. Феномен Попова- Годона.
  94. Сравнительная характеристика между молочным, постоянным, сменным прикусами.
  95. Надпочечники — расположение; группы гормонов, их значение для организма.
  96. Расположение, строение и функция легких. Плевра.
  97. Мышцы, поднимающие нижнюю челюсть.
  98. Окклюзия, виды окклюзии.
  99. Топография сердца. Его строение и физиология.
  100. Плазма крови — определение, состав, значение плазмы.
  101. Трехпунктный контакт по Бонвилю. Его значение.
  102. Понятие о подвижной и неподвижной слизистой оболочке.
  103. Позвоночный столб — отделы, функции, изгибы. Особенности строения в разных отделах позвоночного столба.
  104. Понятие о состоянии относительного функционального покоя. Значение его определения.
  105. Кровоснабжение мягких тканей лица, зубов. Венозный отток.
  106. Признаки зубов. Признак угла коронки, признак корня.
  107. Скелет верхней конечности. Способы соединения костей плечевого пояса и свободной верхней конечности.
  108. Сущность обмена веществ. Обмен белков, жиров, углеводов: энергетическая ценность, суточная потребность, содержание в продуктах
  109. Высота прикуса. Причины снижения.
  110. Артикуляция и окклюзия.
  111. Железы внутренней секреции. Понятие о гормонах. Железы смешанной секреции: расположение, гормоны, их биологическое действие.
  112. Полость рта, пищеварение в полости рта
  113. Понятие о жевательной силе, жевательном давлении. Резервные сизы опорных тканей чуба.
  114. Силовые линии и контрофорсы.
  115. Мышцы туловища.
  116. Образование тепла в организме. Связь с обменом веществ. Механизмы теплоотдачи и теплорегуляции.
  117. Строение и функции тканей пародонта.
  118. Патологические прикусы.

Перечень практических манипуляций

  1. Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
  2. На подготовленной разборной модели верхней челюсти провести моделировку воскового колпачка для металлокерамической коронки в боковом отделе.
  3. На модели с нижней челюсти с полным отсутствием зубов, расчертив границы протеза, изготовить восковой базис с окклюзионными валиками.
  4. Провести предварительную и окончательную штамповку металлической коронки на моляр нижней челюсти.
  5. Произвести починку съемного протеза самотвердеющей пластмассой.
  6. На модели верхней челюсти, расчертив границы будущего протеза, изготовить индивидуальную ложку из быстротвердеющей пластмассы.
  7. Вырезать на модели верхней челюсти, отмоделированные гипсовые штампы премоляра, моляра. Изготовить металлические штампы. Откалибровать стальные гильзы по каждому штампу в аппарате Самсон.
  8. На модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов выбрать кламмерную линию, изготовить 3 гнутых удерживающих кламмера на различные группы зубов, зафиксировать на модели.
  9. На модели верхней челюсти отмоделировать резец, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
  10. На модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов расчертить границы протеза, изготовить 2 проволочных гнутых удерживающих кламмера, на восковом базисе, провести постановку 7 искусственных зубов.
  11. На модели верхней челюсти отмоделировать резец, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов – нет).
  12. На модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов провести постановку центральных зубов на приточке.
  13. На разборной модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитой коронки на моляр верхней челюсти, установить литник.
  14. На модели нижней челюсти отмоделировать каркас бюгельного протеза с кламерами Нея (2, 3 кламмера) в зависимости от дефекта зубного ряда по классификации Кеннеди.
  15. На разборной модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитой коронки на моляр нижней челюсти, установить литник.
  16. На модели верхней челюсти с полным отсутствием зубов, расчертив границы протеза, изготовить восковой базис с окклюзионными валиками со снятием с модели.
  17. Отмоделировать клык, премоляр на нижней челюсти под пластмассовые коронки.
  18. На модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов отмоделировать 5 типов кламмеров системы Нея.
  19. Отбелить и отполировать штампованную коронку.
  20. На модели нижней челюсти, расчертив границы протеза, изготовить индивидуальную ложку из быстротвердеющей пластмассы.
  21. На разборной модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитого мостовидного протеза в боковом отделе нижней челюсти на 3 единицы, установить литники.
  22. Загипсовать в кювету восковую репродукцию частичного съемного протеза нижней челюсти.
  23. Вырезать на модели верхней челюсти, отмоделированные гипсовые штампы премоляра, моляра. Изготовить металлические штампы. Откалибровать стальные гильзы по каждому штампу в аппарате Самсон.
  24. Отмоделировать каркас бюгельного протеза при дефекте зубного ряда на нижней челюсти I класса по классификации Кеннеди.
  25. На подготовленной разборной модели отмоделировать восковую репродукцию мостовидного протеза в боковом отделе верхней челюсти на 3 единицы под металлопластмассу.
  26. На модели верхней челюсти с полным отсутствием зубов, расчертив границы протеза, отмоделировать индивидуальную ложку из воска. Загипсовать в кювету
  27. Вырезать на модели верхней челюсти, отмоделировать гипсовые штампы премоляра, моляра. Изготовить металлические штампы.
  28. Провести постановку зубов по Васильеву на верхнюю челюсть.
  29. На модели нижней челюсти отмоделировать клык, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
  30. Провести постановку зубов на нижней челюсти в окклюдатор, расчертив границы протеза на модели.
  31. На модели нижней челюсти отмоделировать промежуточную часть мостовидного протеза на 3 единицы в боковом отделе (цельнометаллическая).
  32. Провести гипсовку восковой репродукции полного съемного протеза верхней челюсти в кювету обратным способом.
  33. На модели нижней челюсти отмоделировать клык, премоляр, под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
  34. На модели нижней челюсти отмоделировать 2 сложных кламмера (Джексона, Бонвиля).
  35. Отмоделировать вкладку на моляр нижней челюсти из воска для последующей замены ее на металл.
  36. Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
  37. На модели верхней челюсти отмоделировать восковую композицию на 4 единицы в передней отделе с фасетками.
  38. Загипсовать в кювету восковую репродукцию частичного съемного протеза верхней челюсти.
  39. Отмоделировать 2 центральных резца верхней челюсти под пластмассовые коронки.
  40. Отмоделировать каркас бюгельного протеза на верхней челюсти с глубоким небом.
  41. Отмоделировать восковую композицию мостовидного протеза на нижней челюсти в боковом отделение на 2 единицы из пластмассы.
  42. Отмоделировать каркас бюгельного протеза на верхней челюсти.
  43. Отмоделировать восковую композицию мостовидного протеза на верхней челюсти в переднем отделе на 2 единицы из пластмассы.
  44. На модели нижней челюсти, расчертив границы протеза, изготовить индивидуальную ложку из быстротвердеющей пластмассы.
  45. На модели верхней челюсти отмоделировать резец, премоляр, моляр под штампованные металлические коронки, вырезать штампы (антагонистов нет).
  46. Провести постановку зубов на верхней челюсти 14/0 в окклюдатор, расчертив границы протеза на модели.
  47. На подготовительной разборной модели верхней челюсти провести моделировку воскового колпачка для металлокерамической коронки в переднем отделе.
  48. Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
  49. Отмоделировать 2 зуба под пластмассовые коронки на верхней челюсти.
  50. На модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов расчертить границы протеза, изготовить 2 проволочных удерживающих кламмера, на восковом базисе, провести постановку 7-8 искусственных зубов, отмоделировать.
  51. Провести предварительную и окончательную штамповку металлической коронки на моляр верхней челюсти, припасовать на гипсовый штамп.
  52. Отмоделировать восковую композицию протеза на нижней челюсти в боковом отделе на 2 единицы из пластмассы.
  53. Обработать, отшлифовать и отполировать съемный протез.
  54. На модели отмоделировать восковую репродукцию цельнолитой коронки на маляр верхней челюсти.
  55. На модели нижней челюсти с частичным отсутствием зубов выбрать кламмерную линию, изготовить 3 гнутых удерживающих кламмера на различные группы зубов, зафиксировать на модели
  56. Отмоделировать 2 зуба под пластмассовые коронки на верхней челюсти.
  57. Изготовить восковой базис с окклюзионными валиками на модели верхней челюсти с частичным отсутствием зубов, предварительно расчертив границы протеза.
  58. Отбелить, отшлифовать и отполировать штампованную коронку.

Проблемно-ситуационные задачи по неотложной помощи

Задача № 1

Мужчина получил удар кулаком в лицо. Асимметрия лица за счёт отёка мягких тканей, гематома в области нижней челюсти, нарушение прикуса, симптом «ступеньки» по нижнечелюстному краю, крепитация отломков.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения повязки – «уздечка».

Эталон ответа

  1. На основании объективных данных (асимметрия лица) диагноз – перелом нижней челюсти со смещением отломков.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    • положить холод на область гематомы, провести мероприятия по профилактике асфиксии, шока;
    • провести транспортную иммобилизацию в виде жесткой подбородочной пращи с опорной головной повязкой или в виде матерчатой пращи с круговой повязкой вокруг головы.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки «уздечка».

Задача № 2

Во время падения мужчина ударился головой. Жалуется на сильную головную боль, тошноту, головокружение. При осмотре: сознание спутанное, кожные покровы бледные, пульс 62-64 удара в минуту. В височной области слева припухлость мягких тканей, из левого уха небольшое кровотечение. Больной избегает смотреть на свет. Левый зрачок несколько шире правого.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на ухо.

Эталон ответа

  1. Диагноз — перелом основания черепа.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. уложить пациента на жестокие носилки на спину с фиксацией головы ватно-марлевым кольцом, боковых поверхностей шеи – плотными валиками;
    2. положить асептическую повязку на левое ухо;
    3. приложить холод на голову, не сдавливая череп;
    4. срочная госпитализация в нейрохирургическое отделение.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки на левое ухо согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 3

Во время драки мужчина получил удар тупым предметом по голове. Обстоятельств травмы не помнит. При осмотре: сонлив, на вопросы отвечает невпопад, несколько бледен, пульс 62 удара в минуту, в теменной области рана 8х15 см, умеренное кровотечение, носогубная складка сглажена слева, язык слегка отклонен влево, правый зрачок шире левого.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения повязки «чепец».

Эталон ответа

  1. Диагноз: закрытая черепно-мозговая травма. Ушиб головного мозга.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. уложить пациента на жесткие носилки на спину с фиксацией головы ватно-марлевым кольцом, боковых поверхностей шеи – плотными валиками;
    2. приложить холод на голову;
    3. обеспечить оксигенотерапию;
    4. обеспечить щадящую транспортировку в нейрохирургическое отделение стационара, следить за сознанием, дыханием, сердцебиением.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки «чепец» согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 4

Молодой человек обратился с жалобами на резкие боли в области правой щеки. Со слов, болен в течение недели, когда появилась краснота, а затем “нарыв” в области правой щеки. Возникший воспалительный очаг вскрыли булавкой, выделилось небольшое количество гноя. При осмотре: температура тела 39,6°C, на правой щеке резко болезненный воспалительный инфильтрат 2×2 см в центре гнойный желтоватый стержень.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения пластырной повязки.

Эталон ответа

  1. Диагноз: фурункул правой щеки.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. наложение асептической повязки;
    2. госпитализация в челюстно-лицевое отделение.
  3. Студент демонстрирует технику наложения пластырной повязки согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 5

У женщины при удалении нижнего моляра появились боли в скуловой области. Рот полуоткрыт, подбородок выступает вперёд. Под скуловыми дугами впереди суставного бугорка определяется выпячивание.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику вправления височно-нижнечелюстного сустава.

Эталон ответа

  1. Диагноз: закрытый передний двухсторонний вывих нижней челюсти.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. провести с пациентом беседу, убедить его в благополучном исходе возникшего осложнения;
    2. ввести анестетик 2% р-р новокаина;
    3. наложить фиксирующую пращевидную повязку;
    4. обеспечить транспортировку в отделение челюстно-лицевой хирургии.
  3. Студент демонстрирует манипуляцию согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 6

В результате пожара воспламенилась одежда на ребёнке. Пламя затушили. При осмотре: состояние тяжелое, заторможен, безучастен, пульс частый, артериальное давление снижено, дыхание поверхностное. На коже лица пузыри с прозрачным содержимым, вскрывшиеся пузыри, участки обугленной кожи.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику подсчёта пульса и измерения артериального давления.

Эталон ответа

  1. Диагноз: термический ожог лица II-III степени, ожоговый шок.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. ввести обезболивающие средства;
    2. наложить асептическую повязку, уложить;
    3. согреть ребенка, напоить горячим чаем;
    4. срочно госпитализировать в хирургический стационар.
  3. Студент демонстрирует технику подсчета пульса и измерения артериального давления (на статисте).

Задача № 7

В результате удара по переносице кулаком началось обильное выделение крови. Больной беспокоен, сплёвывает кровь, частично её проглатывает.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику остановки носового кровотечения.

Эталон ответа

  1. Диагноз: носовое кровотечение.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. в положение сидя наклонить голову пациента вперед, обеспечить его лотком для сплевывания крови;
    2. приложить холод на переносицу, прижать крылья носа к перегородке. При неэффективности произвести переднюю тампонаду носа стерильной марлевой турундой, смоченной 3% раствором перекиси водорода или применить гемостатическую губку. Наложить пращевидную повязку;
    3. при неэффективности вызвать бригаду «скорой медицинской помощи» для проведения задней тампонады носа и госпитализации в стационар.
  3. Студент демонстрирует технику остановки кровотечения согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 8

Через 2 часа после операции удаления зуба больной отметил появление алой крови во рту. Общее состояние хорошее, кожные покровы розовые. Пульс 80 уд. в минуту, хорошего наполнения и напряжения.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику проведения тампонады лунки.

Эталон ответа

  1. На основании объективных данных (появление алой крови во рту через 2 часа после операции удаления зуба), диагноз – послеоперационное луночковое кровотечение.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. рану высушить тампонами;
    2. наложить на рану стерильный марлевый тампон и рекомендовать удерживать его, сжимая зубы;
    3. приложить лед в пузыре на мягкие ткани лица, которые прилегают к области раны.
  3. Студент демонстрирует технику проведения тампонады лунки по общепринятой методике.

Задача №9

В школьной столовой у ученицы 6 класса во время торопливой еды и разговора появился судорожный кашель, затруднение дыхания. Её беспокоит боль в области гортани. Пациентка растеряна, говорит с трудом, испытывает страх. Лицо цианотично. Осиплость голоса. Периодически повторяются приступы судорожного кашля и шумное дыхание с затруднением вдоха.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ).

Эталон ответа

  1. Диагноз: инородное тело верхних дыхательных путей.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. с помощью третьего лица вызвать бригаду “скорой медицинской помощи”;
    2. попытаться удалить инородное тело с помощью пальцев. При неэффективности применить прием Гемлиха или придать пострадавшей дренажное положение с использованием вибрационного массажа грудной клетки;
    3. коникотомия;
    4. срочная госпитализация в ЛОР-отделение.
  3. Студент демонстрирует на фантоме проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) согласно алгоритму.

Задача № 10

У девочки 12 лет при заборе крови из вены отмечается бледность, потливость, расширение зрачков. Затем потеря сознания.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику проведения подкожной инъекции.

Эталон ответа

  1. В результате чувства страха у девочки возникло обморочное состояние.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. придать больной горизонтальное положение с приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;
    2. вызвать скорую помощь;
    3. расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;
    4. поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта, к носу с целью рефлекторного воздействия на центральную нервную систему (ЦНС);
    5. обрызгать лицо холодной водой, похлопать по лицу ладонями, растереть виски, грудь с целью рефлекторного изменения тонуса сосудов;
    6. периодически  контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;
    7. выполнить назначение врача.
  3. Студент демонстрирует  технику проведения подкожной инъекции (на фантоме).

Задача № 11

Молодой человек обратился с жалобами на боль в правой половине грудной клетки, резко усиливающуюся при движениях, кашле, дыхании. Передвигается медленно, придерживает рукой больное место. Час назад, поскользнувшись, упал, ударился грудью о край тротуара.
Объективно: состояние средней тяжести, пораженная половина грудной клетки отстает в дыхании, дыхание поверхностное, с частотой 22 в минуту, пульс 80 ударов в минуту. Пальпаторно-резкая локальная болезненность и крепитация в проекции III-го и IV-го ребер по задней подмышечной линии, там же припухлость, кровоподтек.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте транспортную иммобилизацию (на фантоме) применительно к данной ситуации.

Эталон ответа

  1. Диагноз: Закрытый перелом III и IV ребер справа.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. придать положение полусидя;
    2. ввести обезболивающий препарат (раствор анальгина, баралгина, тригана, спазгана, максигана);
    3. вызвать скорую помощь через третье лицо для транспортировки в ЛПУ;
    4. применить местно холод;
    5. обеспечить транспортировку в ЛПУ в положении полусидя.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 12

В результате пожара жилого помещения мужчина получил ожог головы, передней поверхности туловища и верхних конечностей. Больной крайне возбуждён, на лице имеются вскрывшиеся пузыри, на передней поверхности грудной клетки плотная тёмная корка, в области живота вскрывшиеся пузыри.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения спиральной повязки на грудную клетку.

Эталон ответа

  1. Диагноз: термический ожог лица, передней поверхности грудной клетки, верхних конечностей, живота III-IV ст. Ожоговый шок (эректильная фаза).
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0-4,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
    2. расслабление одежды по швам;
    3. наложить асептическую повязку, укутать в одеяло;
    4. согреть пострадавшего, напоить горячим чаем, кофе, щелочное питье;
    5. следить за сознанием, дыханием, сердцебиением.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 13

В результате автомобильной катастрофы девочка получила тяжёлую травму. Жалобы на боль в правой нижней конечности, резко усиливающуюся при попытке движений. При осмотре состояние тяжёлое, кожа и видимые слизистые бледные. Артериальное давление 100/160 мм. рт. ст., пульс 100 ударов в минуту. Правое бедро деформировано, укорочено на 5 см. При попытке движений определяется патологическая подвижность в средней трети бедра.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации поражённой конечности.

Эталон ответа

  1. Диагноз: закрытый перелом правого бедра. Травматический шок I степени.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
    2. транспортная иммобилизация с помощью шин Крамера;
    3. холод на место повреждения;
    4. транспортировка на носилках в травматологическое отделение стационара.
  3. Студент демонстрирует технику проведения транспортной иммобилизации при данном повреждении (на статисте).

Задача № 14

В результате запуска петард мальчик 10 лет получил ранение век и обширное ранение глазного яблока. Жалобы на боль. Вытекание “тёплой жидкости” из глаза. Объективно: резаные раны век и обширная сквозная рана правого глазного яблока, покрытая сгустками крови. Острота зрения 0,02.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на глаза.

Эталон ответа

  1. Диагноз: проникающее ранение правого глазного яблока. Резаные раны век правого глаза.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
    2. наложение асептической повязки на правый глаз;
    3. щадящая транспортировка в хирургический стационар.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки согласно алгоритму (на фантоме).

Задача № 15

Больной обратился к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного была аллергическая реакция на инъекцию пенициллина.
Больному проведена анестезия 2% раствором новокаина. Через 3-5 минут состояние больного ухудшилось.
Объективные данные: выраженная бледность, цианоз, обильный пот, тахикардия, артериальное давление резко снизилось; появилось ощущение покалывания, зуд кожи лица, чувство страха, ощущение тяжести за грудиной и затрудненное дыхание.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

Эталон ответа

  1. У пациента аллергическая реакция на новокаин в виде анафилактического шока по вине хирурга, который не учел, что пенициллин разводится новокаином.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
    2. срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо;
    3. уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью притока крови к головному мозгу;
    4. расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
    5. осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
    6. положить на место инъекции пузырь со льдом;
    7. ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола);
    8. приготовить противошоковый набор;
    9. выполнить назначения врача.
  3. Студент демонстрирует технику измерения артериального давления.

Задача № 16

К зубному врачу хирургического кабинета обратился больной с целью санации полости рта. После проведения туберальной анестезии у больного появились головокружение, тошнота, чувство стеснения в груди, судороги, артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику проведения реанимационных мероприятий.

Эталон ответа

  1. У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствуют жалобы больного (головокружение, тошнота, чувство стеснения в груди, судороги, снижение артериального давления, учащение пульса).
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. прекратить введение препарата;
    2. срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо;
    3. уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
    4. расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
    5. осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
    6. положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
    7. ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола);
    8. приготовить противошоковый набор;
    9. выполнить назначения врача.
  3. Студент демонстрирует технику проведения реанимационных мероприятий.

Задача № 17

Больной С. обратился на прием к зубному врачу хирургического кабинета стоматологической поликлиники с целью удаления зуба. Из анамнеза установлено, что у больного аллергической реакции на лекарственные препараты не было.
Через несколько минут после проведения туберальной анестезии больной предъявил жалобы на головокружение, головную боль, слабость, тошноту.
Объективно: кожные покровы и слизистые оболочки бледные, холодный пот, частое поверхностное дыхание, резкое снижение артериального давления.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику проведения непрямого массажа сердца.

Эталон ответа

  1. У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствует головокружение, головная боль, слабость, тошнота, бледность покровов, холодный пот, частое поверхностное дыхание, резкое снижение АД.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. прекратить введение препарата;
    2. срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
    3. уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
    4. расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
    5. осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
    6. положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
    7. ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена или 1% р-р димедрола);
    8. приготовить противошоковый набор;
    9. выполнить назначения врача.
  3. Студент демонстрирует технику проведения непрямого массажа сердца.

Задача № 18

В холле поликлиники  у больного 42 лет  внезапно развился приступ удушья. Больной сидит, опираясь руками о края стула, грудная клетка в состоянии максимального вдоха, лицо цианотичное, выражает испуг, частота дыхательных движений 38 в мин. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие свистящие хрипы.

Задания

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние, развившееся у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.

Эталон ответа

  1. У пациента приступ бронхиальной астмы. Диагноз поставлен на основании удушья, характерного вынужденного положения, экспираторной одышки, частоты дыхательных движений (38 в мин), сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
    2. расстегнуть стесняющую одежду, обеспечить доступ свежего воздуха;
    3. при наличии у пациента карманного дозированного ингалятора организовать прием препарата (1-2 вдоха) сальбутамола или беротека, новодрина, бекотида, бекломета и др., для снятия спазма гладкой мускулатуры бронхов.
  3. Студент демонстрирует правила пользования карманным дозированным ингалятором.

Задача № 19

В кабинете стоматолога пациентка 32 лет потеряла сознание. При объективном обследовании: состояние тяжелое, сознание отсутствует, дыхание шумное, редкое, глубокое. Мышечный тонус и тонус глазных яблок снижен, сухость кожных покровов, слизистых оболочек и языка, характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе. Артериальное давление 90/60 мм рт. ст., у пациента обнаружена карточка больного сахарным диабетом.

Задания

  1. Определите неотложное состояние, развивающееся у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику исследования пульса.

Эталон ответа

  1. У пациента, страдающего сахарным диабетом, развилась гипергликемическая кома, о чем свидетельствуют объективные данные: отсутствие сознания, дыхание по типу Куссмауля, явления дегидратации (снижение мышечного тонуса и тонуса глазных яблок), характерный запах ацетона в выдыхаемом воздухе, снижение артериального давления.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. вызвать врача через третье лицо для оказания квалифицированной медицинской помощи;
    2. обеспечить контроль за состоянием пациента (артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений);
    3. транспортировка в лечебное учреждение.
  3. Студент демонстрирует технику исследования пульса.

Задача № 20

На хирургическом приёме после введения новокаина больной пожаловался на беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, тошноту. Артериальное давление 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд./мин., слабого наполнения и напряжения.

Задания

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

Эталон ответа

  1. У пациента в ответ на введение лекарственного препарата развился анафилактический шок, о чем свидетельствует беспокойство, чувство стеснения в груди, слабость, головокружение, АД 80/40 мм рт. ст., пульс 120 уд/мин., слабого наполнения.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. положить на место инъекции пузырь со льдом и обколоть 0,1% р-ом адреналина с целью снижения скорости всасывания аллергена;
    2. ввести антигистаминные препараты с целью десенсибилизации (2% р-р супрастина или 2% р-р пипольфена, или 1% р-р димедрола);
    3. расстегнуть стесняющую одежду и обеспечить доступ свежего воздуха;
    4. уложить пациента с опущенной головой, придать возвышенное положение нижним конечностям с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
    5. срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи;
    6. осуществлять контроль за состоянием пациента (АД, ЧДД, пульс);
    7. приготовить противошоковый набор;
    8. выполнить назначения врача.
  3. Студент демонстрирует технику измерения артериального давления.

Задача № 21

Во время драки подростку был нанесён удар острым предметом в живот. При осмотре имеется рана на передней брюшной стенке длинной 5 см, умеренно кровоточащая. Из раны выступает петля тонкой кишки.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на живот.

Эталон ответа

  1. Диагноз: проникающее ранение брюшной полости. Эвентрация тонкой кишки в рану передней брюшной стенки. Наружное кровотечение из брюшной полости.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. введение обезболивающих средств (50% р-р анальгина 2,0 в/м, баралгина, тригана, спазгана);
    2. наложение асептической повязки, не трогая кишечник, обработать кожу вокруг раны антисептическим раствором, вокруг кишки положить валик, кишку обернуть стерильной салфеткой, обильно смоченной теплым физиологическим раствором, наложить асептическую повязку;
    3. транспортировать на жёстких носилках в хирургический стационар.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки (на фантоме).

Задача № 22

Во время проведения выемки протеза на руки техника попал кипяток. Жалуется на сильные боли, гиперемия кожных покровов кисти.

Задания

  1. Определите неотложное состояние.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на кисть.

Эталон ответа

  1. Термический ожог I степени кожных покровов правой кисти.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. охладить проточной холодной водой кожные покровы;
    2. наложить стерильную повязку.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки на кисть.

Задача № 23

При окончательной штамповке зубной техник молотком ударил по большому пальцу левой руки. Кожные покровы синюшного цвета, имеется ссадина с небольшим кровотечением.

Задания

  1. Определите неотложное состояние.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения повязки на кисть.

Эталон ответа

  1. Ушиб большого пальца левой руки.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. антисептическая обработка раневых поверхностей (1% р-р перекиси водорода, р-р перманганата калия);
    2. обработать ссадины 5 % р-ром йода;
    3. наложить тугую стерильную повязку.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки на кисть.

Задача № 24

Во время изготовления гипсового штампика зубной техник гипсовым ножом поранил указательный палец левой руки. На боковой поверхности указательного пальца левой руки имеется резаная рана, кровотечение.

Задания

  1. Определите неотложное состояние.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения давящей повязки.

Эталон ответа

  1. Резаная рана указательного пальца левой руки.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. обработка поверхностей вокруг раны раствором антисептика;
    2. наложение тугой давящей повязки на палец с целью остановки кровотечения;
    3. придать вертикальное положение левой руке.
  3. Студент демонстрирует технику наложения тугой давящей повязки.

Задача № 25

Во время отбеливания мостовидного протеза отбел попал на левую кисть. Гиперемия кожных покровов левой кисти.

Задания

  1. Определите неотложное состояние.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
  3. Продемонстрируйте технику наложения возвратной повязки.

Эталон ответа

  1. Химический (кислотный) ожог кисти левой руки.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. промыть проточной водой;
    2. обработать раствором щелочи;
    3. наложить стерильную повязку.
  3. Студент демонстрирует технику наложения повязки.

Задача № 26

После экстракции зуба у мужчины 62 лет возник приступ жгучей боли за грудиной, которая не купируется нитроглицерином.
Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, тоны сердца приглушены, пульс 60 уд./мин., Задача № 11hr size=Составьте алгоритм оказания неотло/li/liжно/liй помощи.артериальное давление 160/100 мм рт. ст., частота дыхательных движений 22 в мин.

Задания

  1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику исследования пульса.

Эталон ответа

  1. У пol Алгоритм оказания неотложной помощи: наложение асептической повязки на правый /pглаз;срочно вызвать врача для оказания квалифицированной медицинской помощи через третье лицо h2/lili; ациента после нервного перенапряжения возникли жгучие боли за грудиной, которые не снимаются нитроглицерином. Данное состояние можно объяснить развившимся инфарктом миокol li liарда.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. вызвать скорую помощь для оказания квалифицированной медицинской помощи;
    2. создать психический и физический покой для обеспечения эмоционального комфорта и снятия стресса.
    3. придать положение полусидя или уложить больного на спину с приподнятым головным концом;
    4. поставить горчичники на область грудины или втереть нитромазь на область сердца с целью уменьшения гипоксии миокарда;
    5. повторить прием нитроглицерина под язык 0,0005 мг с интервалом 8-10 минут (возможен прием до 6-8 раз в сутки);
    6. осуществлять контроль за состоянием пациента (артериальное давление, пульс, частота дыхательных движений) до приезда скорой помощи;
    7. выполнить все назначения врача.
  3. Студент демонстрирует технику исследования пульса.

Задача № 27

Во время игры подросток упал на отведённую руку, возникла резкая боль, невозможность движений в плечевом суставе. При осмотре правого плечевого сустава глубокая деформация в виде западения тканей, плечо кажется более длинным. При попытке изменить положение в конечности усиливается боль и определяется пружинящее сопротивление.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации верхней конечности.

Эталон ответа

  1. Диагноз: закрытый вывих правого плеча.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. обезболивание (орошение области сустава хлорэтилом, в/м 2% р-р баралгина, триган, спазган, максиган);
    2. транспортная иммобилизация шиной Крамера не меняя положение конечности в суставе;
    3. холод на место повреждения;
    4. транспортировка в травмпункт в положении сидя.
  3. Студент демонстрирует технику транспортной иммобилизация (на статисте).

Задача № 28

В автомобильной катастрофе мужчина получил тяжёлую травму головы. Сознание отсутствует, состояние тяжёлое, кровотечение из носа, рта, ушей, западение фрагментов верхней челюсти, нарушение прикуса, симптом «ступеньки» по правому нижнеглазничному краю.

Задания

  1. Определите неотложное состояние пациента.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику проведения транспортной иммобилизации при тяжелой травме головы.

Эталон ответа

  1. Диагноз: перелом основания черепа.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. освободить дыхательные пути от крови с помощью стерильной резиновой груши;
    2. наложить асептические повязки на правый глаз, уши, нос;
    3. уложить пациента на жесткие носилки на спину, с повернутой на бок головой и фиксацией головы с помощью ватно-марлевого круга и боковых поверхностей шеи плотными валиками;
    4. приложить холод на голову, не сдавливая череп;
    5. провести оксигенотерапию;
    6. щадящая транспортировка в нейрохирургическое отделение.
  3. Студент демонстрирует технику транспортной иммобилизации головы (на фантоме).

Задача № 29

После сдачи экзамена студенты ехали стоя в переполненном автобусе. Вдруг одному из них стало плохо. Он побледнел и упал.
Объективно: сознание отсутствует, кожные покровы бледные, конечности холодные, зрачки узкие, на свет не реагируют, пульс нитевидный.

Задания

  1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
  3. Продемонстрируйте технику подсчета частоты дыхательных движений (ЧДД).

Эталон ответа

  1. В результате психоэмоционального перенапряжения и пребывания в душном автобусе у молодого человека возник обморок. Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
    • отсутствие сознания;
    • отсутствие реакции зрачков на свете;
    • бледность кожные покровов, холодные конечности;
    • тахикардия.
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. уложить с несколько приподнятыми ногами для улучшения мозгового кровообращения;
    2. вызвать скорую помощь;
    3. расстегнуть воротник, расслабить пояс для улучшения дыхания;
    4. поднести тампон, смоченный раствором нашатырного спирта к носу, с целью рефлекторного воздействия на центральную нервную систему ( при наличии аптечки у водителя);
    5. периодически контролировать пульс и наблюдать за пациентом до прибытия скорой помощи;
  3. Студент демонстрирует технику подсчета числа дыхательных движений.

Задача № 30

На терапевтическом приеме больной резко встал, почувствовал слабость, головокружение, потемнение в глазах. Анамнез: 25 дней назад был прооперирован по поводу язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением. Объективно: сознание сохранено, кожные покровы бледные, холодный пот. Пульс 96 уд/мин, слабого наполнения, АД 80/49 мм рт. ст., дыхание не затруднено, ЧДД 24 в минуту.

Задания

  1. Определите и обоснуйте вид неотложного состояния.
  2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи с аргументацией каждого этапа.
  3. Продемонстрируйте технику измерения АД.

Эталон ответа

  1. В результате быстрого перехода из горизонтального положения в вертикальное у больного развился ортостатический коллапс. Информация, позволяющая заподозрить неотложное состояние:
    • бледность кожных покровов, холодный пот;
    • частый пульс (96 уд/мин), слабого наполнения, низкое АД (80/40мм рт. ст.);
    • учащенное незатрудненное дыхание (24 уд/мин).
  2. Алгоритм оказания неотложной помощи:
    1. вызвать скорую помощь;
    2. обеспечить полный покой, придать горизонтальное положение больному в постели без подголовника с несколько приподнятым ножным концом с целью улучшения притока крови к головному мозгу;
    3. для купирования гипоксии обеспечить доступ свежего воздуха или ингаляцию кислорода;
    4. для согревания больного укрыть одеялом, приложить грелки к конечностям, дать горячий чай;
    5. следить за состоянием больного, измеряя АД, ЧДД, пульс до приезда «скорой медицинской помощи».
  3. Студент демонстрирует технику измерения артериального давления.