Команде Тюменского медицинского колледжа вручили диплом победителя на Всероссийском фестивале музеев образовательных организаций «Культурный маршрут», состоявшемся в Москве 27-28 октября 2022 года. Также в рамках образовательной программы фестиваля музей истории ТМК получил сертификат, подтверждающий включение в число партнёров Музея Победы.

 

Съезд участников Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Культурный маршрут» состоялся 27-28 октября 2022 года в Музее Победы на Поклонной горе (г. Москва), его посетили более 300 активистов, среди которых: команды – победители всероссийского конкурса «Культурный маршрут», партнеры программы «Школьный Музей Победы», а также педагоги и эксперты музейного сообщества из 50 регионов России, а также Республики Беларусь. 

Данный фестиваль был организован Музеем Победы при поддержке Министерства просвещения и Министерства культуры России. Он стал результатом реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

Тюменскую область на фестивале представляли команды двух образовательных организаций – победителей всероссийского конкурса «Культурный маршрут»: ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» (победитель в номинации «Дорогой событий», видеоролик «Прогулка по Тюмени: калейдоскоп 100-летней истории Тюменского медицинского колледжа»), а также МАОУ «Голышмановская СОШ № 4» (победитель в номинации «Культурные традиции моего региона», видеоролик «Традиции народов и шарохинский фестиваль»).

На фестивале команда Тюменского медицинского колледжа была представлена студентами 2 и 3 курсов – Юлией Романюк (Лечебное дело, 202 группа), Марсэлем Айбатовым (Фармация, 240 группа), Дмитрием Зубковым (Стоматология ортопедическая, 360 группа) под руководством специалиста музея истории ТМК Евгении Дубровиной.

Победители конкурса «Культурный маршрут» на сайте Школьного музея Победы 

Видеоролики победителей конкурса «Культурный маршрут»

Открытие фестиваля: обращение Президента и запуск интерактивной карты

27 октября на церемонии торжественного открытия Всероссийского фестиваля музеев образовательных организаций «Культурный маршрут» участников Съезда поприветствовал глава РФ Владимир Путин. Приветственную телеграмму зачитал директор Музея Победы Александр Школьник.

«Отрадно, что патриотическая, просветительская программа «Школьный Музей Победы»… получила широкую поддержку образовательных учреждений во многих регионах России, объединила вокруг своих благородных задач большое количество участников», – отмечается в послании Президента.

Министр культуры России Ольга Любимова выступила с приветственным словом к участникам съезда в формате видеообращения. Она напомнила, что проект «Школьный музей Победы» объединяет более 1300 музеев образовательных учреждений из 89 регионов страны. Министр выразила уверенность, что мероприятие позволит участникам поделиться друг с другом идеями и внести вклад в развитие своих регионов.

С поздравлениями к участникам Съезда также обратились директор департамента Министерства просвещения Наталия Наумова, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский, депутат Государственной Думы, ответственный секретарь ООД «Поисковое движение России» Елена Цунаева.

Украшением торжественного открытия фестиваля стали творческие номера: исполнение детским хором Гимна РФ, кадры исторической кинохроники и современные видеоклипы на большом экране, песни в исполнении участников проекта Музея Победы «Главные детские песни»… Сильные эмоции вызвала гражданская лирика в исполнении автора – поэта, режиссёра, актёра, художественного руководителя Государственного музея Сергея Есенина в Москве Влада Маленко. Он прочитал свои стихи «Ржев» и «Русские маяки».

В рамках открытия фестиваля на сцене произошло знаковое событие: директор музея Александр Школьник и заместитель председателя Московского городского совета ветеранов Расим Акчурин запустили в работу масштабную интерактивную карту проекта «Культурный маршрут» (генерал-полковник в отставке Расим Акчурин предложил назвать проект «Победным маршрутом»). Ознакомиться с картой теперь могут все желающие на главной странице сайта Музея Победы.

«Культурный маршрут» – это около 500 видеоэкскурсий по музеям образовательных организаций, уголкам боевой славы, памятным местам городов и сел. На карте представлены все маршруты-видеоролики победителей и участников проекта.

Теперь каждый школьный музей сможет записать видеоэкскурсию и выложить её на интерактивной карте. Для широкой публики представлены не только музеи, есть возможность показать географические и исторические особенности родного края.

Образовательная и экскурсионная программа фестиваля

 

В насыщенной программе фестиваля для педагогов и учащихся организаторами были предусмотрены интересные образовательно-экскурсионные траектории. В числе спикеров образовательной программы – представители Министерства просвещения РФ, Министерства культуры РФ, Российского военно-исторического общества и Российского исторического общества, специалисты Музея Победы, руководители и специалисты региональных музеев.

Работа учащихся над проектами проводилась в мини-группах, объединяющих разные регионы страны, под руководством экспертов международного проекта «Территория Победы».

Студенты Тюменского медицинского колледжа трудились над совместным проектом с ребятами из городов Санкт-Петербург, Владивосток и Крымск (Краснодарский край). Ребята представляли свои музеи и совместно создавали новые экскурсионные исторические маршруты.

Современные тренды развития музейной педагогики и перспективы сетевого взаимодействия музеев образовательных организаций обсуждали педагоги. В их мини-командах также рождались интересные идеи межрегионального взаимодействия, вносились на обсуждение предложения по развитию музейного пространства – в рамках  реализации долгосрочной программы развития деятельности школьных музеев «Школьный Музей Победы», действующей с 2019 года.

Всероссийский конкурс Культурный маршрут

Как отметила руководитель Детского центра Музея Победы Елена Слесаренко, лучшие школьные музеи теперь имеют возможность представить свои экспозиции жителям Москвы, России и зарубежным гостям в специально созданном уникальном пространстве Музея Победы. Участие в программе позволяет школьным музеям расширить свои возможности: обменяться опытом, обрести новых партнеров, выстроить индивидуальные траектории развития в рамках своих образовательных организаций.

Как пример успешного сетевого взаимодействия для участников была проведена экскурсия в зале «Школьный музей Победы» по экспозиции «Соловецкие юнги. Подвиг. Судьбы» (ГБОУ «Школа № 1748 «Вертикаль» г. Москва и МБОУ «Школа № 174» им. И.П. Зорина» г.о. Самара).

Лучшим музеям образовательных организаций были вручены сертификаты партнёров Музея Победы.

Педагоги, освоившие ранее, в сентябре-октябре 2022 года, курс повышения квалификации «Медиакоммуникации в молодёжной среде (продвинутый уровень)», получили удостоверения о повышении квалификации. Курс обучения от Академии Музея Победы в дистанционном формате прошли преподаватели Тюменского медицинского колледжа: Князев Г.И., Дубровина Е.А.

Экскурсионная программа включала посещение различных локаций Центрального музея Великой Отечественной войны – Музея Победы. Участников фестиваля познакомили с тремя масштабными,  поражающими воображение интерактивными экспозициями Музея Победы: «Подвиг народа» (история Великой Отечественной войны: реконструкции от Брестской крепости до Рейхстага в Берлине), «Битва за Москву. Первая Победа» и «Обыкновенный нацизм» (история нацистских движений в Украине: от истоков до современности). Кроме того, педагогам был показан документальный фильм «Дети Донбасса».

 

28 октября фестиваль завершился торжественным награждением команд-победителей Всероссийского конкурса музеев образовательных организаций «Культурный маршрут».

Поздравляя ребят с окончанием плодотворной работы, заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, директор Музея Победы Александр Школьник выразил уверенность, что благодаря фестивалю школьные музеи получили импульс для дальнейшего развития и реализации новых проектов.

«Знаю, мы не только сохраняем память о наших героических предках, но и защищаем её вместе, особенно в нынешних условиях, когда нам приходится снова всей страной вставать на защиту своего суверенитета и свободы», – отметил директор Музея Победы.

Наш «постскриптум»: впечатления и маршруты вне программы

 

Кроме насыщенной программы фестиваля, нашей команде колледжа удалось дополнить свою культурно-просветительскую программу посещением знаковых локаций и музеев Москвы. Прогулка по Красной площади и центру города, фотосессия у главной альма-матер страны – корпусов МГУ, посещение Государственного исторического музея и Государственной Третьяковской галереи…

В преддверии фестивальных дней в Музее Победы ребята побывали на масштабной экскурсии «Российская империя в 18 – 19 веках» в одном из авторитетных и старейших музеев страны – Государственном историческом музее, которому в этом году исполнилось 150 лет, в его фондах – свыше пяти миллионов музейных предметов. Благодаря экскурсоводу и научному сотруднику музея, погружение в историю от эпохи Петра Первого до революционных волнений рубежа 19-20 веков стало настоящим захватывающим приключением, с юмором и деталями из жизни царей и великих деятелей страны. Чего стоит только увидеть подлинные экспонаты 200-летней давности!..

Погружение в искусство 17 – 20 веков состоялось, благодаря посещению ребятами экспозиций «старой» и «новой» Третьяковской галереи. Увидеть полотна великих мастеров, знакомые из истории и школьных учебников, — это действительно волнительно и захватывающе.

Сразу по возвращению домой ребята поделились впечатлениями.

Дмитрий Зубков, студент и представитель Студенческого Совета ТМК, 360 группа («Стоматология ортопедическая»»):

— Эта поездка дала возможность познакомиться с интересными людьми и посетить исторические музеи и места города Москвы.

Играя и продумывая проект, мы познакомились с ребятами из Владивостока, Крымска и Питера. Общение с ними стало настоящим подарком, надеюсь, это знакомство не прервётся, и мы ещё обязательно с ними встретимся.

Кроме Музея Победы, сильные впечатления оставила у меня Третьяковская Галерея. Мы смогли посетить и современные, и старинные экспозиции.

В общем, поездка вышла насыщенной и незабываемой! Спасибо всем организаторам, куратору нашей делегации, директору колледжа и всем ребятам – участникам и волонтёрам!

Юлия Романюк, студентка 202 группы («Лечебное дело»):

— В Государственном Историческом музее мы посетили потрясающе интересную экскурсию. Особенно запоминающейся для меня стала эпоха правления Петра Первого. Картины, экспонаты – всё погружает в атмосферу того времени.

А в Третьяковской галерее замечательной возможностью стало увидеть «вживую» картину Василия Сурикова «Меншиков в Березове». Это произведение  напрямую связано с моей малой Родиной, историей моего посёлка.

Марсэль Айбатов, студент 240 группы («Фармация»):

— Для меня эта поездка – определённо большой и классный опыт! Хочется поделиться эмоциями от посещения экскурсии-экспозиции «Подвиг Народа» в Музее Победы. В ней 17 тематических разделов-локаций с продуманной единой концепцией, сочетанием уникальных экспонатов, спецэффектов и декораций, воссозданных просто с невероятной достоверностью…

«Подвиг народа» — это возможность целиком погрузиться в атмосферу далёкого военного времени, помогает на уровне эмоционального восприятия почувствовать, понять и осознать, с каким неизмеримым трудом и ратными подвигами прошёл его великий советский народ от Бреста до Берлина ради Великой Победы для своей Родины.

Не могу не поделиться впечатлениями от посещения Третьяковской Галереи. Для меня это, несомненно, было прикосновением к огромной культуре от  Российской империи до Советского Союза. Разнообразие жанров, стилей и форм воплощается в произведениях искусства Великих творцов… Мне удалось «встретиться» с «Боярыней Морозовой» Василия Сурикова, «Богатырями» Виктора Васнецова, «побывать» «Утром в сосновом лесу» Ивана Шишкина…

Очень приятно, что Москва встретила нас гостеприимно и тепло, надеюсь, что и последующие посещения столицы нашей необъятной Родины будут такими же невероятными и запоминающимися!