В преддверие 130-летия со дня рождения
Музей истории Тюменского медицинского колледжа хранит память о многих знаковых личностях – педагогах и врачах, внесших огромный вклад в практическое здравоохранение и подготовку средних медицинских кадров для региона.

Одним из таких высоких примеров служения людям для студентов-медиков является Станислав Иосифович Карнацевич – врач-педиатр, участник Великой Отечественной войны, Заслуженный врач Российской Федерации, Почетный гражданин города Тюмени, в течение 40 лет он был бессменным преподавателем педиатрии в Тюменской фельдшерско-акушерской школе.
Учитель и Наставник целой «армии» врачей и медицинских работников, Карнацевич-доктор вернул здоровье тысячам детей, его неутомимыми стараниями в Тюмени была открыта первая детская больница, создана и получила развитие система педиатрической помощи. В 2021 году, почти одновременно со 100-летним юбилеем Тюменского медицинского колледжа, исполнится 130 лет со дня рождения нашего выдающегося земляка.
Старинная врачебная семья
Родился Станислав Карнацевич 16 апреля 1891 года в медицинской семье. Отец его, Иосиф Васильевич, был сослан в Тобольскую губернию за участие в Польском восстании 1863-1864 годов, впоследствии 29 лет служил фельдшером на кожевенном заводе купцов Колмогоровых, оказывая медицинскую помощь всем нуждающимся. Имел обширные знания в практической медицине от терапии до стоматологии, помогал больным, не делая различия, какого они происхождения и звания, неимущим – бесплатно. Для сына он всегда служил примером подвижнического отношения к своей профессии.
Мать, Ядвига Осиповна Рыбинская, была дочерью участника Польского восстания, родилась в тюменской пересыльной тюрьме. Окончив Житомирскую женскую гимназию, могла стать домашней учительницей, но выбрала другой путь. В 1909 году окончила курсы фармацевтов Томского университета, и на тот момент была единственным дипломированным фармацевтом в Тюмени.
Первенец этой врачебной семьи Станислав в 1908 году с отличием окончил Александровское реальное училище, считавшееся тогда лучшим в Сибири средним учебным заведением, и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. Однако, проучившись два года, понял, что совершил ошибку: «Меня привлекали анатомия, ботаника. Я стал мечтать попасть на медицинский факультет университета». Выучив латинский язык и сдав экзамен, в 1911 году он поступил на медицинский факультет Казанского университета.
Медицинская практика в «смутные годы»
Окунуться с головой в практическую врачебную работу студенту Карнацевичу пришлось впервые в самый разгар Первой мировой войны. Шел 1915 год, в военных госпиталях не хватало врачей, и царское правительство издало указ о мобилизации в армию студентов медицинских факультетов в качестве зауряд-врачей. Двухлетняя работа в военном госпитале дала тогда ему большой опыт: «Ведение больных возлагалось исключительно на молодого врача полка, то есть на меня… Кроме стетоскопа – металлической трубочки, в моем арсенале врача других инструментов не было… Очень утомляли ежедневные приемы солдат, которых приходило за раз по несколько сотен… Вновь прибывающих только что мобилизованных солдат иногда присылали за 2-3 дня до 1500-2000 человек, и вот их всех надо было пересмотреть, явно негодных освободить по комиссии…» — писал Станислав Иосифович в своих воспоминаниях.
Примечательно, что несколькими годами ранее, в 1914 году, во время прохождения студентом Карнацевичем летней практики в хирургическом отделении Тюменской городской Текутьевской больницы, в ней находился на лечении «старец» Григорий Распутин, получивший тогда опасное ранение от недоброжелательницы. Станислав Иосифович описал в воспоминаниях, как было организовано лечение приближенной к царскому двору персоны…
В ноябре 1917 года, согласно приказу уже советской власти о возвращении всех медиков, не закончивших свое образование, Карнацевич был командирован из полка в Казань для окончания учебы. В 1918 году он получил удостоверение об окончании Казанского университета с присвоением степени «лекаря». На этом документе стояла интересная печать: двуглавый орел без короны (дело в том, что новый герб страны был еще не разработан).
После вуза молодой доктор трудился в Екатеринбурге в госпитале для военнопленных, затем служил в Семипалатинске, Усть-Каменогорске в качестве старшего и главного врача в войсковых частях. В те годы в стране бушевали вспышки сыпного и возвратного тифа, и Карнацевич, спасая больных, сам тяжело перенес это инфекционное заболевание. В 1920 году он получил возможность перевестись врачом в родную Тюмень.
Судьба – педиатрия
Прибыв в Тюмень, Станислав Иосифович окончательно решил стать детским доктором, хотя и продолжал пока работу в качестве врача военной службы. Одновременно он начал преподавать педиатрические дисциплины в фельдшерско-акушерской школе, которая в 1921 году была переведена из Тобольска в Тюмень.
В своих воспоминаниях Карнацевич отмечал, что в 1920 году все здравоохранение Тюмени ограничивалось штатом врачей в количестве 30 человек, наличием одного родильного дома на 20 коек и сиротопитательного приюта, который тюменцы называли «фабрикой ангелов» ввиду чрезвычайно высокой смертности детей младенческого возраста. Детские сады и ясли начали постепенно открываться, в основном, в бывших купеческих домах. Врачей-педиатров, соответственно, тоже не было. Выбор специализации «по детству» стал для него осознанным решением.
В 1922 году Станислав Иосифович назначен главным врачом первой детской больницы, в том же году он впервые был командирован в Ленинград на курсы усовершенствования врачей по циклу педиатрии. По возвращении же его ждали неутешительные известия: после образования Уральской области, куда вошла и Тюмень, наш город потерял право иметь собственную детскую больницу: «по статусу не положено», — заявили чиновники. Если ребенок заболевал, то оставался дома, лишь в исключительных случаях малыша могли положить во взрослое терапевтическое отделение окружной больницы.
Не желая смиряться с таким положением дел, доктор Карнацевич совершил поступок, который по значимости можно сравнить с гражданским подвигом: в течение многих лет он планомерно добивался открытия в Тюмени детской больницы, убеждая общественное мнение в необходимости такого шага. С мнением Карнацевича уже тогда считались многие – он депутат городского совета нескольких созывов, ординатор недавно открывшейся детской консультации, совмещает врачебную деятельность в Доме грудного ребенка с преподавательской деятельностью в Доме санитарного просвещения, институте народного образования и фельдшерско-акушерской школе.
Много читая сам, Карнацевич настойчиво внедрял новые методы профилактики и лечения в свою практику, в работу детских учреждений. «Ванночки Креде», особые металлические кроватки с двойными стенками, между которыми протекала горячая вода при температуре 70 градусов, — для недоношенных детей; кварцевое облучение новорожденных детей в родильных отделениях; приобретение передвижного соллюкса; введение жидкой вакцины БЦЖ впервые в 1936 году – вот лишь малая толика внедрявшихся Карнацевичем новаций…
В 1935 году Станиславу Иосифовичу удалось добиться открытия в окружной больнице детского отделения на 15-20 коек. Вскоре его стараниями в штат отделения были введены второй врач-педиатр и диетсестра, наблюдавшая за приготовлением на кухне горбольницы молочных смесей и блюд. Раньше их носили через весь город.
Педагог-новатор и ученый
В Тюменской фельдшерско-акушерской школе, которая впоследствии стала называться медицинским техникумом, Станислав Иосифович читал будущим медицинским работникам лекции по болезням новорожденных и детским болезням, вел практические занятия по уходу за грудными детьми.
С 1926 года он исполнял обязанности помощника заведующего медицинским техникумом. По его инициативе были созданы два методических цикла – общеобразовательных и специальных предметов. Станислав Иосифович постоянно призывал к освоению новых методик преподавания, говорил о необходимости максимального повышения активности и инициативы учащихся на занятии. Сегодня его бы назвали педагогом-новатором. И, как результат такого неравнодушного отношения к делу – сотни учеников, которые пронесли благодарную память об учителе через всю жизнь…
Удивительно, как много этот человек успевал делать практически одновременно – иному хватило бы на несколько жизней! Помимо врачебного и педагогического таланта он был наделен даром просветителя. В 1926 году по его инициативе в Тюмени был создан научно-медицинский кружок, впоследствии получивший название «Научное общество врачей города Тюмени». Кроме того, он ежегодно проводил курсы повышения квалификации ясельных работников Тюменского района.
Станислав Иосифович справедливо полагал, что профилактика и санитарное просвещение населения помогут нашему обществу избавиться от многих проблем и недугов. Всю жизнь он был в постоянном поиске, интересовался новинками медицины, до самых преклонных лет выписывал и штудировал медицинские журналы и газеты, в том числе, и на польском языке. Генетика, геронтология, эндокринология – вот неполный перечень его интересов помимо главной любви – педиатрии. Его статьи и научные работы регулярно печатались в центральных и местных научных изданиях.
Дорогами Великой Отечественной войны

Война прервала мирную жизнь безжалостно. На пятый день после ее объявления доктора Карнацевича вызвали в военкомат и направили ординатором Передвижного полевого госпиталя № 4. С 1942 года и до конца войны Станислав Иосифович был начальником инфекционного госпиталя №2265. Работа была тяжелая, изматывающая. Принимали раненых, поступающих после тяжелых боев, работали ночи напролет. Из письма дочери Вере: «…работаем день и ночь в тяжелых условиях, без света, с дымящими железными печами. Я опять веду терапевтических больных совершенно один и консультирую хирурга по терапии. Страшно устаю, спать приходится очень мало, часто не раздеваясь…»
Доктору Карнацевичу довелось пройти военными дорогами Смоленскую, Тульскую, Московскую, Витебскую области. Победа застала Станислава Иосифовича в Польше. За ратные труды Родина наградила своего героя орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За Победу над Германией».
«Радость труда»
Именно так называлась статья С.И. Карнацевича, опубликованная еще до войны, в мае 1941 года в газете «Красное знамя». В этой публикации звучала забота о нуждах педиатрии, о совершенствовании врачебной помощи детям, этическом долге врача… Подвижнический взгляд на профессию он пронес через всю жизнь, сравнивая врача с «запрограммированной машиной», которая просто обязана отдавать свои знания людям.
В послевоенное время Станислав Иосифович работал консультантом всех детских учреждений города, а в 1948 году стал заведовать отделением детской соматической больницы № 1, где он проработал до 1974 года, в последние десятилетия – уже в качестве консультанта.
Станислав Иосифович до самых преклонных лет продолжал активно заниматься научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1952 года он – член Всесоюзного общества «Знание», занятый санитарным просвещением, учит молодых врачей-педиатров секретам своей профессии. 30 мая 1957 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР за заслуги в области народного здравоохранения Станиславу Иосифовичу Карнацевичу было присвоено почетное звание «Заслуженный врач РСФСР».
Его статьи постоянно появлялись в журнале «Педиатрия». Он следил за достижениями науки, внедрял их в свою практику, щедро делился с коллегами. Среди материалов Государственного архива Тюменской области хранится интересный документ – письмо от сотрудницы научного педиатрического центра США Жанны Шульц, просившей доктора Карнацевича выслать ей оттиск его статьи «Острый миэлобластический лейкоз у ребенка трех месяцев» на английском языке. Поиск путей лечения этого редкого заболевания занимал специалистов не только нашей страны.
Вот что вспоминает о нем ученица, а впоследствии и коллега-преподаватель, ныне ветеран Тюменского медицинского колледжа Тамара Борисовна Костоварова: «На втором курсе фельдшерско-акушерской школы «детские болезни» у нас вел Станислав Иосифович, к тому времени известный, авторитетный врач. Мы гордились своим педагогом. В 60-е годы, после окончания вуза, мне уже в качестве преподавателя посчастливилось с ним работать. Запомнились экзамены. Станислав Иосифович, председатель ГЭК, разложил билеты, мы, преподаватели, рядом с ним сидим. Пока студенты готовились, Карнацевич открывал свой толстый портфель, с которым всегда ходил, и начинал штудировать новую монографию или брошюру. Выслушивал студентов внимательно, никогда не делал резких замечаний, оценки ставил в основном хорошие. Нам он говорил: «Чтобы преподавать, надо иметь опыт лечебной работы». И мы следовали рекомендациям».
Доктор Карнацевич был истинным патриотом родной Тюмени. Много раз ему приходилось отклонять заманчивые предложения о переезде в другие, более крупные, города, сулящие карьерные перспективы. Он искренне полагал, что наиболее полезным может быть в своем родном городе, и очень многое делал для его благоустройства и процветания.
15 апреля 1966 года Тюменский горисполком принял решение о присвоении С.И. Карнацевичу звания «Почетный гражданин Тюмени». Вплоть до своей кончины в 1977 году Станислав Иосифович много трудился, на деле воплощая свое жизненное кредо – быть полезным людям.
Дубровина Е.А.,
специалист музея истории ТМК,
Ревнивых Л.Б.,
председатель совета ветеранов ТМК